Советское агитационное искусство

21 декабря 2021

Агитационное искусство появилось достаточно давно. Ещё в Древнем Риме, когда живописец не мог выражать свое видение, но должен был выразить политические амбиции заказчиков. Это нашло отражение как в живописи, так и в скульптуре. К началу 20 века это уже было не просто интуитивное требование правителя, а целая наука, которая воспитывала определенное восприятие действительности, определенные идеалы и образ жизни.

Монументальная пропаганда

Важность политической агитации хорошо понимали лидеры нового государства, поэтому в 1918 году издается Декрет «О памятниках республики». В результате известные политические и военные, а также деятели культуры получают свое воплощение в гипсе или даже в металле.

Можно привести всем известный пример «Рабочий и колхозница», которые на много лет стали знаковыми фигурами целой эпохи. Или изображения спортсменов на многие годы, ставшие украшением в скверах и парках отдыха, как пример здорового образа жизни.

Успехи народного хозяйства и национальная символика нашли свое место в монументальных зданиях правительства, оформлении культурно-развлекательных учреждений, фонтанов и других сооружений. В честь 20-летия советского государства была создана масштабная (27 кв. метров) подробная мозаичная карта «Индустрия СССР» из яшмы, сердолика, других самоцветов и полудрагоценных камней.

Это произведение создали 667 человек за полгода, оно получило высшую награду Всемирной выставки, прошедшей в Париже в 1937 году. Сейчас его можно увидеть в Геологоразведочном институте ВСЕГЕИ в Санкт-Петербурге. После такого успеха мозаика как сила агитации надолго завоевала свое место на стенах спортивных, культурно-развлекательных заведений, школ, жилых зданиях и прочих местах.

Искусство пролетариата в массы

Следующими объектами стали агитационные изделия из фарфора. От таких тарелок и чашек не требовалась особая красота, ее целью было повышение сознательности граждан советского союза. Сейчас предметы с изображением красной звёзды, флага, портретами Ленина и Сталина, рабочих и колхозников, серпа и молота, других рабочих инструментов, книг, различными лозунгами скорее антикварная редкость, а раньше это была обычная ежедневная посуда. Над такой посудой работали многие известные художники и в первые два десятилетия СССР были выпущены самые интересные работы, в дальнейшем такие изделия выпускались только к юбилейным датам.

Ещё в начале 1920-х годов такие изделия вызвали фурор на Международной выставке в Брюсселе и по просьбе западных коллекционеров позже неоднократно представляется на Всемирных выставках-ярмарках в Париже и Милане. Эта посуда пользовалась за рубежом огромным спросом и занимала первые места. Ткани с контурами промышленных предприятий, колосящиеся поля, новые лозунги, лампочки и шестерёнки все это стало следующим этапом.

Отдельным видом агитации были живописные плакаты с краткими и содержательными надписями. Основная их масса приходилась на начало формирования советского государства, военное время и времена Хрущева в 1950-60 годы.

Наверное, самыми живописными из всех агитационных изделий являются лаковые шкатулки. Известнейшие производители таких изделий Палех, Федоскино, Мстёра, Холуй переориентировались с религиозной и романтической тематики на изображения гербов, военных сюжетов, в том числе с использованием кавалерии и тачанок, орденов, сельскохозяйственной техники и политических лидеров. Иногда на шкатулках можно встретить строки гимна или части идеологических речей. Также объектом для агитационной росписи стали музыкальные инструменты, например, гармони. И это помогло старинному промыслу выжить.