Ворошиловский стрелок: не только нарицательный термин, но и почетная награда
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
| Тел.: | +7 925 505-49-69 +7 926 128-38-56 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
Подарки — неотъемлемая часть человеческой жизни. Они могут принимать самые разные формы и...
Современные ручки пришли на смену перьям, которые долгое время были основным инструментом для...
Это уже аксиома, что плакаты времен СССР оказались гениальны с точки зрения эффективной пропаганды нужных новому строю идей. Они обращались к общепринятым ценностям, отличались доступной подачей информации, ярко и четко преподносили концепцию. Именно поэтому народ охотно понимал и принимал замысел.

Агитация как искусство
С момента Октябрьской революции агитация в искусстве заняла центральное место. Зародилось огромное направление в изобразительном искусстве, которое вначале получило имя русского авангарда. Позднее появилось множество ответвлений: конструктивизм, супрематизм, соцреализм.
Молодые художники с энтузиазмом подхватывали новые художественные движения и активно их развивали. Талантливые политики смогли найти нужную «кнопку» в душе творческой интеллигенции. В итоге планомерного поиска новых подходов, особой символичности и культовой всеохватывающей работы множества специалистов получено много по сути произведений искусства, считающихся до наших дней лучшими образцами агитационных плакатов в мире.
Самые первые плакаты появились немедленно после свержения старого режима. Выпуск газет еще не был налажен, поэтому плакаты стали мини-бюллетенями с кратким и понятным призывом к конкретным действиям или преподнесением новостей, что в условиях дефицита информации оказалось весьма эффективным рычагом воздействия.
В них был призыв к народу присоединиться к революционной борьбе за справедливость, равенство и свободу каждого индивидуума. Наибольший отклик у людей получил знаменитый плакат с солдатом Красной Армии «Ты записался добровольцем?». Его автор — Дмитрий Моор. Также прост и понятен простым людям расклад: «Вся власть — Советам. Мир — народам. Землю — крестьянам. Фабрики, заводы — рабочим» или «Клином красным бей белых».
На первом этапе идеолог революции Владимир Ильич Ленин верил, что мировой пролетариат подхватит идею и вал революций прокатится по миру. Отсюда и лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Для поддержки этих идей образовали сообщество художников под названием «Окна сатиры РОСТА». В него вошли самые активные мастера слова и кисти: уже упомянутый ранее Дмитрий Моор, Михаил Черемных, Виктор Дени, и конечно главный идейный вдохновитель проекта Владимир Маяковский, который не только писал резкие и четкие тексты, но и предлагал подходящие зарисовки.
Их талант и любовь к карикатуре, а скорее даже к жесткой сатире позволили им сполна реализоваться в советском плакате. Получая новости прямо с фронта посредством телеграмм, они ночами готовили десятки плакатов, которые уже с утра красовались в витрине издательства. Получалась такая своеобразная «лента новостей».
По плакатам, созданным в последующие годы, можно составить строгую хронологию развития молодого государства. Все знаменательные события в обязательном порядке находили место как в традиционной живописи, так и в плакате. Как за первые, так и за вторые, современные коллекционеры готовы платить серьезные суммы.
Священная война
Сила слова и визуальной составляющей советского плаката сполна нашла воплощение в годы Великой Отечественной войны. Не зря агитпродукция получила статус третьего фронта. Вся страна поднялась на борьбу с нацизмом и плакатам было не трудно донести идеи до каждого человека и найти отклик в их душе.
Они обращались к чувствам, единым на тот момент для всего народа СССР: мужество, ненависть, страдание и жажда победить захватчика, изгнав его со своей земли и уничтожив его логово. В качестве наглядного примера можно привести плакат первых отчаянных месяцев войны: мать с ребенком под прицелом окровавленного штыка нациста и подпись «Воин Красной Армии, спаси».
Это была катастрофа и она породила самый знаменитый возможно плакат тех лет: «Родина-мать зовет!». Его автор Ираклий Тоидзе. Гениальное изображение с призывом встать на защиту свободы и независимости своей территории было выпущено миллионными тиражами с подписями на разных языках. Таких плакатов за время войны было создано много, этот просто самый известный.
Послевоенное время
Окончание Великой Отечественной войны вынудило сменить тему, но отнюдь не отменило потребность в агитации. Была масса как политических, так и социальных вопросов, требующих внимания:
Отдельно стоят два направления: киноафиши и реклама. Самобытный и хорошо узнаваемый стиль некоторых находок тех лет даже в наши дни считается лучшим в дизайне и используется некоторыми маркетологами. Лаконичность и прямолинейность подхода, выразительность образов и острота сопровождающих текстов, позволяла донести мысль даже быстро проходящему мимо человеку.
Сюжет простой, минимум персонажей, жесты очевидные, четкий контраст и грамотная игра с цветом, а в более поздних работах научились грамотно передавать эмоции своих персонажей, что повысило действенность и доходчивость плакатов.
Сейчас плакаты времен СССР являются коллекционной ценностью, представляя собой культурное наследие целой эпохи, ушедшей в прошлое. Самая богатая из известных коллекций советского плаката находится в частной собственности Серго Григоряна и изредка ее можно увидеть на выставках. Ценность данных произведений искусства растет с каждым годом, достать их все сложнее и в будущем тенденция сохранится.