Социальная реклама: как это начиналось

26 сентября 2017

Уникальная выставка советского агитационного плаката проходит в Русском музее. Это первая попытка систематизировать необычные произведения, созданные в период с 1917 по 1924 гг., представлены разработки 30 художников-агитаторов.

Для экспозиции сотрудники музея выбрали 100 самых интересных плакатов, подтверждающих мощную агитационную работу, которую проводили в послереволюционные годы.

Наиболее известные авторы — Александр Апсит, Виктор Дени, Дмитрий Моор, в своих работах применяли несколько технических приемов. Для создания эмоции — экспрессионизм, для побуждающих к активным действиям событий — авангарда для сюжетов с элементами сатиры — русский лубок.

Среди работ Моора представлены самый узнаваемый плакат необычной выставки - «Ты записался добровольцем?» (1920 г.), чувственный - «Помоги» (1921 г.), сатирический «Советская репка».

Особенное место занимают агитки «Окон РОСТА». Издательство создало более тысячи советских плакатов про труд, несправедливость, политический устрой, равенство и т.д. Большой интерес вызывает работа Владимира Лебедева с текстом «Работать надо. Винтовка — рядом». В первой версии предполагался более нейтральный текст, но с легкой руки Владимира Маяковского, надпись изменили.

Также на выставке можно увидеть шедевр советской агитационной рекламы «Да здравствует ленинизм» А. Самохвалова, плакат-победитель конкурса для Всероссийской выставки сельского хозяйства и кустарной промышленности в 1924 — совместная работа И. Лебедева и С. Ридмана.