Сморгон Лев Наумович

26 мая 2024

Каждый творческий человек уникален по-своему, но отдельные мастера оказываются еще и всесторонне развиты, не ограничиваясь на избранном единожды направлении. К таким особенным людям можно отнести Льва Наумовича Сморгона из Санкт-Петербурга. За свою жизнь он перепробовал массу материалов и техник.

Работал с камнем, стеклом, фарфором и даже с обычным пластиком, из которого получались элементы, известные многим выросшим во времена СССР людям. Кто-то с теплотой вспомнит очаровательных Антошку, олененка, медвежонка и множество других. А коллекционеры его больше ценят за множество фарфоровых моделей, созданных во времена работы на Ленинградском фарфоровом заводе.

Становление карьеры

Родился будущий художник в небольшом городе Пушкин Ленинградской области (бывшее Царское Село). Рано остался сиротой и в начале ВОВ был вместе со всем интернатом вывезен на Урал. Как вспоминает Лев Наумович, он с детства любил что-то мастерить руками, сначала мечтал о профессии столяра, потом думал занять место подмастерья у сапожника, но все сложилось иначе. В то же время ему нравилось рисовать, чему он посвящал все свободное время, даже просто написать письмо он не мог, везде добавлял рисунки. Его способности заметили и привлекали его то стенгазету нарисовать, то иллюстрировать журнал.

После снятия блокады с Ленинграда нужно было набирать учеников в Архитектурно-художественное училище, приехала делегация на Урал и предложила массу специальностей от художника до мастера по металлу. Брали всех, причем на полное обеспечение. Лев откликнулся одним из первых, а было ему тогда всего 15 лет.

Причем, придя в 1944 году в среднее специальное, по сути, ремесленное, учреждение, заканчивал он уже в будущем знаменитый ВУЗ: Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (ЛВХПУ), которое позже получило название ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Окончил учебное заведение по специальности декоративно-прикладной скульптуры в 1952 году. Для ЛВХПУ это был самый первый выпуск студентов.

По завершению учебы его распределили рабочим лепщиком, для создания элементов архитектуры в спецстройпоезд, так он попал на работы по реконструкции железнодорожных вокзалов в Выборг, также успел поучаствовать в подобных работах в Пскове. Но мечтал он все-таки о более творческой работе и хотел вернуться в Ленинград.

Вырваться удалось с огромным трудом, в те годы просто бросить все и уехать, как сейчас, было нереально, можно было и сесть в тюрьму за такую «самоволку». Так в 1954 году молодой специалист попадает на Ленинградский опытный завод «Фарфор» с огромным желанием совершить революцию и в какой-то мере ему это удалось. Фарфор показался ему близок и увлекателен, досконально изучив технологию, Лев смог виртуозно оперировать этим материалом. Среди самых знаменитых его работ стоит выделить скульптуры «Воробьи» (1955 год), «Сплетницы» (1956 год), «Платье голого короля» («Голый король», 1957 год), «Лиса» (1961 год).

Впервые его миниатюрные скульптуры были представлены на выставке в 1955 году, он был отмечен с композицией «Влас, Лентяй и Лоботряс». В этом же году стал кандидатом, а через два года и полноправным членом Союза художников СССР. В 1957 году вышеупомянутая работа «Платье голого короля» получает серебряную медаль на ленинградской экспозиции, после чего выставляется на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.

Игрушки, как часть собственной идеологии

В 1955 году его друг пригласил на пороховой завод, чтобы найти применение отходам производства — это был целлулоид. Так родилась идея создавать при заводе детские игрушки. Сморгон занялся проектированием и разработкой форм для отливки. Позже его пригласили для этих же целей на Охтинский химический комбинат, а также на более специализированные заводы «Ленигрушку» и «Промигрушку». Лев Наумович проектировал как монолитные, так и подвижные игрушки, причем качество, включая прочные соединения деталей были не в пример лучше современных.

Так как скульптор всеми силами пытался бороться с политической идеологией, отстраняясь от тематики агитпросвета, то тема с игрушками показалась ему спасением. Тем не менее, без конфликтов с худсоветом не обошлось. В частности, его «Клеопатру» определили как эротическую, наверное, благодаря красивым миндалевидным глазам, пухлым губкам, роскошным светлым волосам, заплетенным в косу, да мало ли что привиделось суровым критикам, но куколка, которую многие называли ласково «Клепушка», действительно очаровательна и изящна.

Рост около 50 см, пухленькие ручки и ножки. Ее быстро сняли с производства, зато теперь это дорогой и раритетный антиквариат. Три года назад один из экземпляров был продан через интернет-аукцион за 150 тысяч рублей, причем без торга по максимально заявленной цене, чему остальные претенденты сильно позавидовали.

Всего Сморгону принадлежит авторство около ста игрушек, вышедших в массовый тираж. Дизайн последней был разработан в 1972 году. После этого он решил кардинально поменять направление деятельности, предположив, что при новых технологиях его творческие приемы уже никому не нужны.

Новый поиск себя

В начале 1970-х годов Лев Наумович начал искать новый путь. Его друг Владимир Волков предложил вариант «перезагрузки» — уйти от привычной работы, а то и вовсе уехать подальше от людей. Так он и сделал, поехав на Урал, где начал эксперименты с бронзой и камнем. Так родилась уникальная техника каменных скульптур, которые собираются и разбираются как конструктор. Здесь и портреты известных творческих людей, и весьма символичные композиции на религиозные, а также другие темы.

Работы мастера в нашем магазине: