Скульптура — романский стиль

18 марта 2022

Мастера раннего средневековья попытались передать в камне типичную для того времени тему божественного творения, сложность и многогранность устройства мира, непостижимую для ума простого человека. Скульптура тех времён получила достойное признание наравне с живописью и архитектурой.

Символика в камне

Стиль и символика романской скульптуры исходит из древности. Он взял многое из языческих традиций и это объяснимо, людям того времени нужно было доносить новую информацию на понятном им языке. Так как скульптура тех времён создавалась исключительно для храмовых комплексов, то их тематика всегда была связана с Библией — узнаваемые сюжеты из текстов, устрашающие картины Страшного суда и прочие наполнены фантастическими созданиями. Все направлено на пробуждение страха и покорности во имя спасения души.

Скульптура, полностью освобожденная от камня, встречается крайне редко, чаще это рельефные изображения в обрамлении полукруглых арок (тимпаны) и декоративное оформление колонн. К сожалению, история не сохранила имён создателей этого великолепия. Современникам, не являющимся специалистами в данном вопросе, трудно оценить глубокий смысл, заложенный в данных творениях, но красота этих произведений искусства не может не восхищать.

Особенности стиля

К романской скульптуре относят изваяния, созданные в IX-XII веках н.э. Типичной для этого стиля является круглая арка. Она встречается во всей архитектуре тех времён: храмы, триумфальные арки, мосты, капители колонн и другие.

Самый излюбленный сюжет — многолюдные искусно вырезанные группы людей и жуткие монстры, переплетённые в сложнейших динамичных картинах, Иисус Христос в роли Великого судьи и другие воплощения борьбы добра со злом. Особенно ярко такие барельефы встречаются в церквях, расположенных на пути паломников, напоминая о благочестии и ничтожности всего сущего, подчёркивая сложность мироустройства.

Сохранилось до наших времён далеко не все. Многие храмы перестраивались с изменением обычаев, заменялись наследницей — готикой, сгорели в пожарах войн и революций. Но все, что мы можем увидеть в наши дни в полной мере, даёт оценить масштабный, где-то грубоватый, но шикарный стиль всех храмов Западной Европы тех веков.