Скрипка — королева музыки

30 сентября 2021

Исследователи до сих пор спорят, какой музыкальный инструмент, или даже несколько, стали родоначальниками скрипки. Ее звуки настолько изысканны и чарующи, что побуждали людей слагать легенды о том, что звуки скрипки могут остановить или хотя бы замедлить время, перенести в другие миры. Может быть они и недалеки от правды: удивительное звучание, пробуждая давно забытые фантазии и чувства, она действительно изменяла реальность.

История возникновения

Смычковые музыкальные инструменты появились более двух тысяч лет назад. Есть предположения, что их придумали в Индии, после чего они распространились по всему востоку до арабских стран. Что интересно, до 1750 года вместо привычных нам струн использовались овечьи кишки.

Самыми близкими к скрипке инструментами можно считать азиатский ребек, имевший грушевидный корпус и три струны, и европейский фидель, похожий на гитару. Эти два инструмента использовались бродячими музыкантами, на них играли как на ярмарках, так и во дворцах. Они стали предшественниками виолы, инструмента знати, а впоследствии скрипки, стали инструментами простых людей.

Идеальная форма

Современный вид скрипка приняла только ближе к XVI веку, а талант известных всем мастеров XVIII века Николо Амати, Джузеппе Гварнери и Антонио Страдивари довел до совершенства форму и звучание инструмента. С этого момента скрипка занимает лидирующие позиции в оркестре. Для нее сочиняют отдельные произведения.

Так как зарождение скрипки произошло всё-таки в среде простого народа, то в настоящее время разновидности делятся на народные (с большим количеством вариаций в зависимости от традиций) и классический. Для академического исполнения используют второй вариант, который отличается только размерами.

Основное разделение классического инструмента происходит по категориям:

  • мастеровые — исполнялись и исполняются под заказ редкими мастерами, самые ценные скрипки, которые передаются через поколения;
  • фабричные или мануфактурные — инструменты, произведенные в начале XIX века, встречаются восстановленные экземпляры, которые возможно интересны для коллекции, но не для игры;
  • заводские — современные инструменты, производимые серийным способом различными фирмами, чаще всего особой ценности не представляют.

Уникальные скрипки

Некоторые мастера пытаются превзойти друг друга, изготовив музыкальный инструмент из необычных материалов или меньше других, например, китайская скрипка длиной всего 1 см или скрипка шотландского мастера в 1,5 см, которые действительно играют. В некоторых странах инструмент делают из камня, например, есть скрипка из черного диабаза, которую создал шведский мастер и назвал «Черной птицей». Она создана по образу скрипок Страдивари и весит всего 2 кг благодаря тому, что толщина ее стенок 2,3 мм. На ее изготовление ушло два года и с тех пор (с 1992 года) она путешествует по миру с концертами, для нее лично даже сочиняют музыку.

Второй уникальный экземпляр выполнен из мрамора чешским мастером, весит 6 кг и имеет более грубые формы, чем шведская скрипка. В настоящее время помещена в Музей рекордов и курьезов в Чехии.

Редчайшие и самые ценные экземпляры, изготовленные известными скрипичными мастерами и проданные на торгах:

  • любимая скрипка Никколо Паганини, созданная Карло Бергонци, продана на Sothebys за 5 миллионов долларов США;
  • скрипка Страдивари 1721 года «Леди Блант», продана недавно на торгах за 15,89 миллиона долларов США;
  • скрипка одного из лучших мастеров Гварнери «Вьетан», изготовленная в 1741 году, была куплена бельгийским ценителем за 18 миллионов долларов США.

Как считают все специалисты, скрипки не должны лежать в музеях и антикварных магазинах, они должны играть. Поэтому большое число владельцев таких ценнейших экземпляров выбирает достойного исполнителя и предоставляет ему право игры на нем. Так пожизненного права играть на самой дорогой скрипке в мире удостоилась американская скрипачка Энн Акико Мейерс.