Сколько стоят мини-копии машинок времен СССР

29 декабря 2021

Для коллекционеров авто модельки — это вовсе не игрушки, и основное отличие состоит в том, что это прототипы реальных автомобилей, но только в уменьшенном масштабе. Причем копии даже раскрашены были в стиле своих прототипов, поэтому узнаваемы даже сейчас.

Пропорции могут быть от совсем маленьких 1х144 до достаточно больших 1х4, а самый востребованный формат 1х43. Изначально такие мини-копии не предназначались для детей, это были модели для продавцов настоящих автомобилей, а целью было показать трехмерную модель будущего транспортного средства.

Материалом изготовления, чаще всего, выступал металл, но были и пластиковые модели. Кроме серийных автомобилей выпускались авто милиции и скорой помощи, пожарной машины и обслуживающие автомобили (топливо, молоко, грузовики и прочие). Что интересно, производители сопровождали каждое изделие историей, поэтому было понятно, где производят реальное транспортное средство.

Скорее всего, тяга к таким уменьшенным копиям автомобилей СССР исходит из многих факторов: любви к транспортным средствам, ностальгии по советским временам, статуса антикварного предмета и уверений типа «все, что было раньше, было лучше».

Начало эры советских масштабных моделей

Первые модели таких машинок были выпущены саратовским ПО «Тантал» в 1969 году. А модель классического формата 1х43 «Москвич-412» вышла в 1971 году. Все такие модели отличает цельнолитой корпус и подробнейшая детализация каждой мелочи, некоторые части машины даже открываются, например, в указанном выше москвиче открывается капот и под ним есть макет двигателя.

Такой автомобиль во времена выпуска стоил 3 рубля 50 копеек (что можно увидеть на дне изделия), а в настоящее время раритет может стоить 20-200 тыс. рублей, в зависимости от сохранности и года выпуска. Причем некоторые заводы выпускали аналогичные модели, и цена часто зависела от тиража, например, «Москвич-412» ижевского завода 1975-1979 годов ограниченного выпуска стоит около 30 тыс. рублей.

В 1975 году была выпущена первая модель, у которой открывались передние двери и багажник, где можно было найти запасное колесо. Это был «Москвич-403». Такую модель найти несложно, она оценивается около 20 тыс. рублей.

1978-1980 годы отмечены значительным прогрессом, выпущены:

  • «Волга ГАЗ-24-02»: у нее открывалось все, что только можно (двери, багажник и капот), вместо литого корпуса многие детали стали отдельными элементами, как внутренних частей салона, так и деталей днища (коробка передач, карданный вал и другое);
  • «Чайка ГАЗ-13» отметилась горящими фонарями и фарами;
  • «Нива ВАЗ-2121» оказалась самой детализированной, эта модель максимально точно повторяла оригинал, экземпляр такой машинки можно попытаться найти за сумму около 20 тыс. рублей.

Ценность модели складывается из года выпуска, тиража, детализации, материалов изготовления, но еще и от случая, если не торопиться, то иногда можно найти аналогичную модель значительно дешевле. Но осознание того, сколько такому раритетному автомобилю лет, вызывает у истинных ценителей такое благоговение перед некоторыми экземплярами, что они согласны отдать последние деньги и их даже можно понять.

Сколько может быть машинок в коллекции

Эдуард Почернин из Белгорода начал собирать машинки случайно, его коллекция выросла из заброшенных игрушек младшего брата, который потерял к ним интерес. Самый первый экземпляр — КамАЗ-5511 саратовского завода 1983 года выпуска. В настоящее время в его коллекции 943 модели, которые уютно разместились в трех шкафах и им там уже тесно, нужен новый «гараж». Как шутит хозяин, когда приходят гости, приходится завязывать дверцы веревками, только он сам достает и показывает автомобили.

Увлечение не из дешёвых и требует много времени, так как можно найти экземпляры за 600 рублей, а можно за несколько десятков тысяч. И самые дорогие авторские модели. Эдуард Почернин тоже переделал несколько моделей, например, из классической ГАЗ-13 сделал точную копию «Чайки», которую использовали операторы на «Мосфильме».