Ворошиловский стрелок: не только нарицательный термин, но и почетная награда
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
| Тел.: | +7 925 505-49-69 +7 926 128-38-56 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
Подарки — неотъемлемая часть человеческой жизни. Они могут принимать самые разные формы и...
Современные ручки пришли на смену перьям, которые долгое время были основным инструментом для...
Дорогой подарочный предмет из фарфора выглядит хрупким и изящным, но при кажущейся тонкой толщине стенок он должен быть достаточно прочным. Самыми лучшими показателями по всем этим параметрам обладает костяной фарфор.

Аристократические изделия
Белоснежный полупрозрачный фарфор с повышенными характеристиками прочности выпускает в России единственный завод, расположенный в Санкт-Петербурге — Императорский фарфоровый завод (ЛФЗ в советскую эпоху). Слегка просвечивающиеся стенки и идеальная гладкость поверхности придают любым изделиям из этого фарфора воздушность и изящество, именно поэтому будь то сервиз, ваза или декоративная статуэтка, но в любом случае — это роскошные изделия, пользующиеся спросом в высших кругах общества.
Однозначно были и недостатки: необходимо было весьма аккуратно хранить и ухаживать, пользоваться жесткими губками и агрессивными моющими средствами категорически нельзя, при достаточно высокой прочности, все же не стоит их подвергать резким перепадам температур, то есть мыть нужно в комнатной, максимум теплой воде, а перед наполнением горячим чаем необходимо чашки прогреть, ну и самое важное: даже если сравнивать с обычным фарфором — цена довольно высокая.
История изобретения
Изобретателями обычного фарфора, как это известно, являются китайцы. Когда формула состава все-таки была раскрыта, оказалось, что в классический состав добавляли растертую в пыль яичную скорлупу, костяную золу и рыбью чешую. Но до этого момента европейские мастера долго пытались сами найти рецепт, экспериментируя с различными добавками в керамическую массу.
Только в 1748 году англичанин Томас Фрай догадался добавить в состав костяную золу, а усовершенствовал эту смесь его соотечественник Джозайя Споуд. В итоге получили идеально белые и прочные изделия. Вторыми, но тоже самостоятельно, в Европе отрыли уникальный состав костяного фарфора в Германии. Что интересно, пропорции ингредиентов (каолина, полевого шпата и кварца), предложенные первоначальным изобретателем в далеком XVIII веке, соблюдаются в Великобритании и в наши дни.
Костяная зола — это полностью натуральный ингредиент, который получают из обычных костей животных. По химической формуле — это фосфат кальция. В настоящее время научились производить синтетический порошок, который обеспечивает то же качество костяного фарфора и не одно животное при этом не страдает. Но в середине прошлого века таких материалов не существовало, а вот дефицит каолина при большом количестве отходов костей имел место быть.
Вот и решило руководство Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова (ЛФЗ, бывший Императорский завод Российской империи) найти выход. Эксперименты показали, что кости птицы дают готовым изделиям сиреневатый оттенок, а вот берцовые кости крупного рогатого скота подошли идеально. Долго экспериментировали с пропорциями, так как западные «коллеги» делиться секретами не собирались. Остановились на 45% костной золы, а остальные 55% приходились на обычный состав из каолина, полевого шпата и кварца.
Интересный факт, прочность материала позволила создать настолько тонкие стенки у чашек, что их легкость и тонкостенность оказалась недостатком, пользователи говорили, что посуда стала походить на пластмассу. В результате пришлось увеличить толщину на 0,3 мм. Так как для изготовления фарфоровых предметов используется форма из глины, особенность технологического процесса в том, что чем тоньше стенки изделия, тем короче производственный цикл до обжига. То есть чашку извлекают из формы в пределах 2 минут, а на статуэтку требуется несколько часов. Примечательно, что ручки отливают отдельно и приклеивают к изделиям той же фарфоровой, но более густой, массой. После чего предмет отправляют в печь на обжиг.
Императорский фарфоровый завод: исторический очерк
В 1744 году была основана Невская порцелиновая мануфактура. Отечественный рецепт фарфора и технология изготовления были придуманы горным инженером Д. И. Виноградовым. Ему принадлежит не просто конструкция печи и состав, но и технологии окраски изделий, включая краски и глазурь. Здесь производили чашки, курительные трубки, табакерки, пуговицы, набалдашники для тростей.
Мануфактура несколько раз с момента основания успела поменять название, пока в 1765 году ей не присвоили высокое звание — Императорский фарфоровый завод. Выпускники Императорской академии художеств активно принимали участие в росписи предметов, особенно в свете того, что императорская семья постоянно выступала крупнейшим заказчиком сервизов, к примеру, Екатерина II любила огромные ансамбли в единой тематике, в которые могло входить более 100 изделий. В те же времена завод начал выпускать тематические статуэтки тех же представителей простых профессий, сценки из жизни обычных людей и тому подобного.
Первая мировая война вынудила сменить ассортимент, добавив в него предметы для фронта: свечи зажигания, лабораторные сосуды и прочее. В 1917 году завод был национализирован и получил название «Государственный фарфоровый завод» (ГФЗ). Основным направлением стала агитационная продукция, тем не менее изделия завода неоднократно получали первые места на международных конкурсах. В 1924 году новая смена названия: «Ленинградский фарфоровый завод», а в 1925 году к этому названию добавили «им. М. В. Ломоносова». Дореволюционное название «Императорский фарфоровый завод» было возвращено предприятию только в 2005 году.
Сам завод с музеем, содержащим около 30 тысяч экспонатов, функционирует и в наши дни. Основную славу приносят мастерски выполненные сервизы и отдельные виды посуды, прекрасные вазы, скульптурные композиции и сувенирная продукция. Предприятием бережно сохраняются все документы по технологиям производства, что дает возможность изготавливать точные копии изделий исторической значимости.