Смех сквозь годы: истории знаменитых клоунов

6 февраля 2025

Клоун — знакомый всем с детства персонаж, без которого не обходится ни одно цирковое представление или веселый праздник. «Прадедушкой» клоунов можно назвать придворных шутов, которые смело и порой даже грубо высмеивали людей. Само слово «клоун» появилось лишь в начале 16 века благодаря персонажу из английского средневекового театра.

Позже так стали называть людей, развлекающих публику элементами пародий, пантомимы, буффонады и гротеска. А в искусстве появился новый многогранный жанр — клоунада. Мир узнал о многих талантливых артистах, которые продолжили свой путь не только на цирковой сцене, но и в других областях творчества. Да, талантливых клоунов много, но все же гениальных и известных всему миру единицы. Познакомимся с некоторыми из них.

Чарли Чаплин — маленький человек в большом городе

Чарльз Спенсер Чаплин без преувеличения мировая звезда. Образ смешного, неуклюжего простачка, попадающего в комичные ситуации, сразу полюбился зрителям благодаря короткометражным немым фильмам, выпускавшимся в начале 20 века кинокомпанией «Кейстоун».

Многие черты героя были взяты Чаплином из его предыдущих образов, воплощенных на сцене цирка. Актеру, который впоследствии проявил себя как талантливый сценарист, режиссер и композитор, удалось сделать своего персонажа символом эпохи и происходящих социально-экономических перемен. Позже персонаж из веселого простачка трансформировался в глубокого и порой драматичного героя.

Клоун Карандаш

Уникальный образ Карандаша, созданный артистом Михаилом Румянцевым, можно считать советским аналогом Чарли Чаплина, но с неповторимыми нотками русского юмора и гротеска. При создании Карандаша, артист вдохновлялся зарубежным прототипом, чьи черты и внешность передались его герою: невысокий рост, усики, мешковатая одежда, остроконечный котелок, смешная походка. Но Румянцеву удалось сделать героя максимально понятным и узнаваемым для советского зрителя. Его скетчи и пародии всегда воспринимались публикой на «ура».

Некоторое время его напарником в репризах выступала собака Клякса — шотландский терьер, который сразу же покорял сердца не только маленьких детей, но и взрослых. Артист, смешной и по-детски наивный, в жизни был требовательным не только к окружающим, но и к себе. Возможно, поэтому его цирковая карьера продлилась 55 лет.

Марсель Марсо — пластичный мим

Французский актер Марсель Марсо — знаковая и узнавая личность в цирковом сообществе. Его судьба была непростой. Во время Второй мировой войны артист участвовал в Сопротивлении, потерял близких в лагерях. Итогом пережитого стало создание уникального персонажа — клоуна Бипа с белым лицом, в полосатом свитере и рваной шляпе, который позже стал ассоциироваться с французской культурой. Актер всего лишь с помощью выражения лица и пластики тела мог рассказывать на сцене целые моноистории, за которыми наблюдала публика.

Интересен тот факт, что его движения были взяты Майклом Джексоном для создания знаменитой лунной походки. Позже Марсо основал клоунскую труппу «Содружество мимов», которая на протяжении 13 лет с успехом гастролировала по всему миру. За вклад в культуру Марсо был удостоен ордена Почетного легиона.

Юрий Никулин — достояние цирка

Пожалуй, найдется мало людей, которые бы не слышали про великолепного клоуна, артиста, ведущего и директора цирка на Цветном бульваре Юрии Никулине. Несмотря на большое желание стать актером, Никулину вначале пришлось начать свой путь в роли клоуна. Именно в этом амплуа артиста узнала и полюбила вся страна. Ученик Карандаша, он в дуэте с Михаилом Шуйдиным создал образ нелепого, смешного хитрюги и выпивохи Юрика. Зрители сразу узнавали его по коротким штанам, большим ботинкам, подведенным глазам и белому носу.

Не менее удачно сложилась и кинокарьера артиста. На экране Никулин воплощал не только комичные образы пьяниц, тунеядцев и простаков, но и глубокие, драматичные характеры. Артист много гастролировал, в том числе и за рубежом. Результатом богатого творческого опыта стали написанные им книги. На манеже цирка артист выступал более 30 лет, а после занял кресло руководителя.

Олег Попов — солнечный клоун

Образ, созданный артистом, действительно был солнечным: рыжие волосы, большая клетчатая кепка, полосатые штаны, красный нос и неизменная улыбка. Попова можно назвать универсальным клоуном, так как в своих номерах он активно использовал различные сценические приемы: жонглирование, акробатику, эквилибристику, пародии. Над его искрометными номерами зрители всегда смеялись до слез. Актер много снимался в телепередачах, принимал участие в фильмах, а юные зрители всегда с удовольствием смотрели программу «Будильник».

Зарубежная публика также высоко оценила талан клоуна, когда Попов стал гастролировать за рубежом, где его номера получали множество призов и наград. Признание дало новый толчок для развития карьеры. Однако со временем артист решил, что на родине он не так востребован, как на Западе, поэтому решил уехать за границу.

Вячеслав Полунин — «сНежный» клоун

Из сотни клоунов его можно сразу узнать по желтому мешковатому костюму, красному шарфу, ботинкам и огромному красному носу. Артист еще полвека назад даже не мечтавший о цирковой профессии, сегодня один из узнаваемых и востребованных клоунов в мире. Благодаря пластике и мимике он может быть смешным и красноречивым, не произнеся ни единого слова.

В 1980-х годах Вячеслав вместе с единомышленниками создал театр «Лицедеи», абсолютно непохожий на все, что было раньше. А номера про «Асисяя» и «Голубая канарейка» под одноименную песню Blue Сanary и вовсе взорвали публику. Позже были многочисленные слеты и фестивали, организованные им, на которые съезжались клоуны со всего мира. В копилке мастера много различных спектаклей, реприз, неповторимых номеров, которые получили высокие зарубежные награды. А его «сНежное шоу» до сих пор считается лучшим и не превзойденным в мире.