Русский фольклор глазами Виктора Михайловича Васнецова

16 февраля 2022

Огромной частью национальной культуры являются народные сказки. Каждый по-своему представляет то, что услышал или увидел. Но визуализация историй от художника Виктора Михайловича Васнецова знакома и близка многим детям и взрослым: Алёнушка, Иван-царевич, Василиса Премудрая и многие другие.

Истоки узнаваемого и любимого стиля

Будущий художник родился в 1848 году на территории Кировской области. Его поселок располагался недалеко от реки Вятка. Отец — сельский священник поддерживал образ жизни, основанный на русских традициях. Поэтому мальчик рос на народных сказаниях и песнях, он жил этим.

Планировалось, что Виктор продолжит династию священников и с 10 лет его отдали учиться в духовное училище. Но у мальчика был огромный талант к рисованию. Отец сам хорошо рисовал и поощрял сына. Уже в 16 лет был создан целый цикл по мотивам русских пословиц и поговорок с хорошей проработкой всех деталей на базе глубоких знаний особенностей крестьянского быта.

В 1867 году было принято решение ехать в Петербург для получения образования в рисовальной школе, а позже в Академии художеств. В студенческие годы Васнецов получает возможность прочесть множество книг по истории и древнерусскому жизненному укладу. На помощь отца он не рассчитывал, зарабатывал иллюстрацией периодических изданий и книг, давал уроки рисования. Через два года обучения он был уже известным не только в Петербурге, но и в Москве.

В конце 1870-х годов он переезжает в Москву. И с этого момента жанры исторической и сказочно-бытовой живописи захватили его полностью. Любимая тема — былинные герои-богатыри. В это время Васнецов становится членом художественного кружка Саввы Мамонтова среди таких именитых художников как И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков и других.

Его творчество не ограничивалось народными сказаниями. Талантливый художник создал множество пейзажных и жанровых произведений, портретов, икон и декоративных орнаментов для оформления церквей, в том числе участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве и храма Спаса на Крови в Петербурге. Также он создавал декорации и эскизы костюмов для театральных постановок. Что интересно, разработанные для царского парада буденовки (по прообразу богатырских шлемов) до лета 1940 годы были частью военной формы СССР.

Талантливый человек талантлив во всем

Мало кто знает, но множество узнаваемых всеми архитектурных сооружений создано по проектам Васнецова. Возрождая традиции исконно русского зодчества им был создан проект церкви в Абрамцево.

Свою мечту о собственном доме он воплотил в духе своих идей и своими руками. Деревянный бревенчатый дом, с просторной мастерской, был построен за три года. Лепные наличники, колонны и изразцовый поясок вокруг карниза сделали дом уникальным и узнаваемым. Печи в доме украшены изразцами и выполнены в разных стилях, деревянная мебель украшена резьбой, а возле мастерской главы дома углем нарисован «ангел молчания», как знак «стоп» для пятерых детей, которые должны были уважать рабочее место отца.

После того как дом был завершен, Васнецов стал автором проектов:

  • павильона Нижегородской выставки;
  • павильона кустарного искусства на Всемирной выставке в Париже (1898);
  • оформления зданий московского Кремля;
  • дома Цветкова на Пречистенской набережной (1899);
  • фасада Третьяковской галереи.

Это далеко не все его работы, множество зданий Москвы оформлены по его эскизам. Также он занимался разработкой интерьеров и дизайном мебели.

С Павлом Михайловичем Третьяковым его связывают долгие годы сотрудничества и дружбы. В Третьяковской галерее целый зал посвящен исключительно творчеству Васнецова. Одним из последних приобретений мецената стала всем известная картина «Богатыри», на ней присутствует дата, когда картина была продана: «Виктор Васнецов Москва 1898 г. Апреля 23 дня».

После революции он видел, как рушатся храмы, как уничтожают все, что связано с прошлым. При этом художник продолжил творить. Его картина «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» создана в 1918 году. Новые холсты полны аллегорий: околдована земля русская, спит крепким сном древнее царство, баба Яга вцепилась в Иванушку, а куда-то в светлое будущее улетают на «Ковре-самолёте» жених и невеста.

Виктор Михайлович ушел из жизни 23 июля 1926 года. Захоронен на Введенском кладбище в Москве.