Русские игрушки из дерева, глины и ткани

13 февраля 2022

В древней Руси игрушки несли не только привычный нам смысл, они были обычной частью обихода и иногда имели тайное назначение, которое было хорошо понятно в те времена. Такие предметы создавались из доступных материалов: дерево, глина и лоскуты ткани. Использовались национальные орнаменты и другие узоры, подсказанные природой и сказочными мотивами.

Свистульки из глины

Такие игрушки основаны на древних ритуалах знахарей и целителей, которые держали связь с потусторонними силами. Ритуалы всегда сопровождались звуками различных музыкальных инструментов. Цели были разные: одни звуки привлекали добрых духов, другие отпугивали злых, помогали управлять стихиями для повышения урожая призывая дождь, для обработки зерна призывая ветер. Фигурки для детей были вовсе не для игры, а как амулет, оберегающий от злых сил.

Наиболее известным промыслом является заречная слобода Дымково близ Вятки (Кировская область). Редко можно встретить человека, который не слышал про дымковскую игрушку с исконно русской росписью. Свистульки выполнялись в виде диких и домашних животных с росписью символами расцветающей весной природы.

Такие игрушки выполнялись в трёх вариантах:

  • с внутренней полостью, от размера которой зависела высота издаваемых звуков;
  • с отдельным свистком, который исполнялся в стиле самой игрушки;
  • с возможностью добавления воды, что позволяло издавать практически соловьиные трели.

Часто в рамках гончарного промысла изготовлением изделия занималась вся семья. Мастер брал на себя изготовление свистка, а менее ответственную работу по созданию фигурки поручал жене или детям. Так как свистульки пользовались гораздо большим спросом, чем другие игрушки, то мастера стали оснащать соответствующими отверстиями все свои изделия, иногда в весьма нестандартных местах. Эти глиняные изделия были своеобразной рекламой для другой продукции основного гончарного промысла: горшков, мисок и других.

Менее известен, но в свое время весьма популярен, был промысел в деревне Жбанниково Нижегородской области. Жбаниковские глиняные изделия имели особенную треугольную форму и три точки опоры. Использовались образы всадников, сказочных птиц и другие образы.

Мастера соревновались в уникальности звуков и даже иногда создавали целый оркестр из одной свистульки. Отверстия могли быть где угодно: в хвосте, рогах и других местах игрушки. Особенностью игрушки была роспись: на фон одного цвета наносилась роспись из узоров и точек. Причем часто идеи для росписи заимствовали из других промыслов.

Дагестанские промыслы также содержат подобные изделия. Причем известны сложные ритуалы, которые начинались с замеса глины под народные песни и заканчивая национальной росписью. По результатам торгов в настоящее время цена на такие изделия легко достигает цены в 80 000 рублей.

Солома и лоскуты ткани

Старые детские игрушки могли быть проще, а могли быть на уровне самых дорогих современных авторских работ. Простые куклы изготавливались из обрывков ткани и наполнялись золой. Причем лоскуты брались с ношеной одежды, для передачи ребенку силы рода. Иногда ее ещё и заговаривали для защиты от болезней, тогда они носили название «лихоманки» или «лихорадки». А на подарок шили праздничную одежду из новой ткани и изготавливали украшения.

По древним повериям, кукла имела свою душу, и она могла подсмотреть семейные секреты и рассказать их посторонним. Поэтому куклам не делали глаза и рот, вместо лица у них была гладкая ткань.

Есть несколько вариантов кукол, различающихся по территориям изготовления:

  • основание-палочка, носит названия столбушка, лучина, полено, чурка и т.п. — это палочковые куклы;
  • крестообразное основание — крестушка;
  • полностью созданная из лоскутков, завязанных узлами — узелковая;
  • основа мешочек с наполнителем — набивная кукла.

Северные регионы изготавливали палочковые куклы, на юге — набивные, у которых была большая голова, особенностью центральных регионов было то, что части набивной куклы изготавливались отдельно и сшивались. Набивка несла свой смысл. Голову наполняли женскими волосами или шерстью животных, а иногда использовали клубок для вязания, что настраивало девочку на рукоделие или связывало с богиней, прядущей судьбу Макошью или Параскевой Иконийской, покровительницей семейного очага. Для тела использовали тряпки или золу, которая связывалась с силой огня.

Такими же безликими были куклы из пеньки, льняных веревок и соломы. Сделать их было легко и просто: волокно или солома перегибались и перевязывались нитками, лоскутки служили одеждой, причем всегда в наряде использовали красный цвет.

Только к XIX веку такие изделия стали игрушками. Именно с этого момента у них появляются лица, которые в начале рисовали углем, а позже красками, а также делали вышивку или аппликацию. По их чертам и одежде можно определить их сословие: крестьянка, обеспеченная горожанка или барыня.

Игрушки из дерева и кости

Самой древней найденной куклой можно считать фигурку, вырезанную из кости мамонта, которую нашли на территории современной Чехии. Приблизительный возраст 30-35 тыс. лет.

Считается, что из дерева игрушки начали делать около IX века. Первоначально они, также как глиняные, выполняли роль оберегов. Наиболее красочные куклы изготавливали в Троице-Сергиевой лавре, где тонкая выделка и окраска достигла таких высот, что купцы заказывали большие партии для перепродажи в столице. Популярны были фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными репродукциями домов. Стиль оформления определял цену: для простого люда кукол расписывали краской или приклеивали недорогой наряд, а эксклюзивных кукол наряжали специальные одевальщицы, которые использовали самые дорогие ткани (шёлк, бархат, атлас), кружева и другие материалы.

Знамениты были промыслы села Богородское. Оригинальность изделиям придавала резьба и подвижность отдельных деталей. В качестве знаменитого примера можно привести «богородских кузнецов»: мужик и медведь по очереди бьют молотами по наковальне. Максимальное развитие промысла отмечено с XVIII по XIX век.

Каждая область имела свои особенности. В Нижегородской области была популярна топорная балясинка, вырезали её при помощи самых доступных инструментов — топора и ножа. Грубая работа имеет свое очарование. Идеями служили народные легенды, сказки и природа.

В ХХ веке кустарное производство стало нерентабельным, а с открытием фабрик и вовсе исчезло. После революции именно в Загорске (в советские годы, ныне Сергиев-Посад) решили возродить традиции. Кроме фабрик народной игрушки здесь создали даже научно-исследовательский институт игрушки и специализированное учебное заведение.