Истоки и развитие городецкого промысла

4 ноября 2022

Городецкий промысел возник благодаря тому, что в деревню Курцево в Поволжье переехал Николай Огуречников. Случилось это в 1870 году. По специализации он был иконописцем и в силу этого хорошо понимал в росписи и специфике создания красок. Он и научил местных как из простого рисунка, например, на посуде создать яркий элемент интерьера, который будет бросаться в глаза. С тех пор ремесленники стали использовать штрихи белого цвета, чтобы оживить свои работы.

Предметы для росписи

Городецкий стиль сразу выделился контрастами и яркими оттенками. Вначале мастера расписывали донца и другие части прялки, которая после этого становилась украшением помещения. Там были и шикарные статные скакуны с точеными ногами, и петухи с роскошными хвостами, сценки из обычной жизни: чаепития, гуляния, романтические зарисовки. В каждой из таких картин в обязательном порядке присутствовали множество цветов в букетах или венках. Расписывали не только мебель и посуду, но и ставни, весь дом превращался в сказочный разноцветный мир.

Позже перешли на менее практичные предметы из отходов дерева и даже из щепок, например, детские игрушки. Это могли быть небольшие куклы, саночки с лошадками и кучером, детские наборы посуды, маленькие копии бытовых вещей: утюги, прялки и прочее. Но самым популярным был деревянный конь-качалка.

Что самое интересное, при достаточно большом количестве деталей, мастера настолько точно подгоняли отдельные части, что гвозди и клей для их прочного соединения не были нужны. Некоторые подозревали искусных ремесленников в связи с нечистой силой, настолько идеально была выполнена их работа.

Технология изготовления

На первом этапе деревянную доску грунтуют специальной клеевой краской. Выравнивают или удаляют торчащие ворсинки, после чего заливают прозрачным клеем.

Вторым этапом создают эскиз, иначе называемый подмалевок: набросок композиции с предварительными цветовыми решениями. По сути, создавая фон рисунка.

Третий этап: белыми красками прорисовывают лица и руки у людей, темным оттеняют прожилки, создают оттенки и рисуют мелкие детали растений.

Четвертым этапом — тонкой кистью формируют законченную композицию. Обычно использовали для этого черную и белую краску.

На завершающей стадии изделия покрывают олифой для защиты рисунка.

После каждого этапа мастер тщательно просушивает свою работу. Часто роспись имеет несколько ярусов, каждый из которых отличается своим цветовым решением.

Развитие промысла

В конце XIX века промысел распространился на несколько окрестных деревень: Савино, Букино, Ахлебаиха. Главным центром сбыта был ближайший старинный русский город Городец (ныне центр Городецкого района Нижегородской области). От него и пошло название росписи – городецкая. Сюжеты становились все богаче, дополнялись темами из сказок, развивались сцены городской жизни и домашнего быта.

В 1960-х годах Аристарх Евстафьевич Коновалов начал по крупицам возрождать древний промысел. Он создал фабрику «Городецкая роспись». Сейчас традиционные клеевые краски сменили масляными, гамма стала шире, но основной стиль и идея остались прежними.