Российские мастера серебряного века

27 ноября 2021

В связи со 100-летием Республики Бурятия, с конца октября Национальный музей в столице Республики в городе Улан-Удэ начал экспозицию «Серебряный век ювелиров». Предметы для выставки предоставлены Московским Государственным историческим музеем.

Вниманию посетителей представлено более 250 предметов антиквариата с конца 19 до начала 20 века. Это период значительного развития русского ювелирного искусства, в результате которого был сформирован особый узнаваемый стиль оформления изделий из драгоценных металлов.

Историческая поэма в серебре

Экспозиция серебряных изделий имеет три направления:

  • художественные произведения;
  • православные предметы;
  • военная тематика.

Художественные изделия представлены искусными работами из серебра, имитирующими другие материалы: лукошко из бересты, мешочек из холста, чернильница, выполненная в форме лошадиного стойла, плетеная сахарница, которая как будто покрыта ткаными салфетками и другие. Данные изделия выставлялись в 19 веке в Лондоне, доказав всей Европе, что в России есть такие мастера, до которых им не дотянуться. Тогда ни один ювелир не мог сделать такую натуральную имитацию тканого материала.

Историков очень заинтересовали предметы с изображёнными историческими сценами, которые воспроизводились по реальным фактам и по ним можно восстановить некоторые события. Например, серебряная кружка с изображением выезда Петра I на площадь после победы в Полтавской битве (1709 год). Считалось по некоторым источникам, что он был на колеснице, но кружка подсказала верное решение, император был верхом на лошади и этому нашли другие подтверждения.

Военная тематика представлена серебряными изделиями, принадлежавшими офицерам, поскольку только они могли позволить такие подарки. Если подразделение проводило учения на чужой территории, было принято дарить дорогие подарки принимающей стороне: серебряные сервизы, портсигары, пресс-папье. Интересные предметы с особой историей — серебряные молоточки. Они символизировали единство полка и были частью древней традиции, символа единства: полковое знамя прибивается гвоздиками, первый этот молоточек использовал командир полка, далее офицеры, затем остальные военнослужащие до последнего рядового забивали по гвоздику.

Специалисты затрудняются в оценке даже единичных экземпляров. В период создания этих ювелирных изделий серебро очень высоко ценилось и любой предмет стоил несколько сотен тысяч рублей, а учитывая исключительную редкость и историческую ценность, большинство называют коллекцию бесценной.

Бригады и индивидуалисты

Часть работ выполнена ювелирными бригадами, каждый из мастеров отвечал за свою часть командной работы: чеканка, гравировка, роспись. Есть и индивидуальные работы. Например, интересна история одного из них: мастера Овчинникова. Родился крепостным, но князь Одоевский, заметив в нем талант, направил его на учебу, а позже дал вольную.

Ювелирная фирма Овчинников стала поставщиком двора императора с 1872 года. Изделия его изготовления часто содержали народные мотивы с использованием самых разных техник: литьё, чеканка, эмали и другие. Фирма настолько выросла, что поставила на поток предметы бытового назначения:

  • шкатулки, портсигары;
  • чернильные приборы и пресс-папье;
  • наборы для вина, бочонки, ковши;
  • сервизы, сахарницы и другое столовое серебро;
  • отдельные скульптуры и композиции (было модно иметь изображения быта простого народа: крестьянки, работники в поле, охотники).

Фирма была известна всему миру, а после Революции 1917 года, как и многие другие была национализирована.