Реставрация раритетной мебели

2 октября 2021

Каждый предмет старинной мебели бывает очень дорог своему владельцу. Кроме того, антиквариат бывает довольно красив, и просто так выбросить, заменив на что-то простое, нецелесообразно. Антикварная мебель является частью прошлого, она пережила государственные перевороты и военные конфликты, сохранив частичку традиций прошедших веков и отдельную интересную историю. Эта мебель красива в любом состоянии.

Этапы и технология

Существует значительная разница между двумя видами реставрации: коммерческой (для последующего использования или продажи) и музейной (изменение конструкции не допустимо для сохранения исторической ценности). В любом случае это трудоёмкая работа, требующая профессиональных навыков и выдержки. Необходимо максимально сохранить первоначальный вид изделия.

Такую работу можно делать самому, но при отсутствии навыков, специальных материалов и инструмента целесообразно обращаться к специалистам. Старые изделия достаточно хрупкие и ценные, чтобы случайно испортить неверными действиями. Профессиональные реставраторы обычно делают для себя копии старинных инструментов, считая, что, приблизившись к условиям старинных мастеров-краснодеревщиков, можно лучше восстановить изготовленную в те времена мебель.

Часто необходимо восстанавливать каждую деталь, что предусматривает полную разборку и последующее соединение деталей. Но иногда достаточно обновить покрытие или обивку, провести небольшой ремонт отдельных элементов декора.

Этапы реставрационных работ.

  • Подготовка: обеспечить постоянную температуру в помещении (18–24 °С) и влажность не более 75 %, выдержать изделие не менее 3 дней в этих условиях.
  • Анализ конструкции: понимание принципа сборки и крепления.
  • Разборка: первыми снимают декоративные элементы, стараясь максимально сохранить оригинал, внутреннее наполнение (растительные волокна или конский волос, ремни и пружины), если оно есть, меняют.
  • Разборка остальных узлов: их фотографируют, мелкие детали нумеруют и фиксируют, в случае поломки. Аккуратно разбирают крепления, стараясь не поцарапать дерево, при этом старый столярный клей можно размягчить спиртом, а гвозди вынимают плоскогубцами или длинногубцами.
  • Смывка лакокрасочного покрытия: предварительно удаляют пыль и грязь мягкими средствами с использованием щеток или салфеток. Далее осторожно снимают лак с использованием щетки, шпателя нетканого абразива до древесины с применением смывки для лака.
  • Ремонт и исправление повреждений: дыры и трещины закладывают опилками или шпатлевкой из древесной пыли, закрепляя влагостойким клеем или воском.
  • Декор дополняют или вырезают из такой же древесины, трещинки засыпают пылью красного дерева и заливают молекулярным клеем.
  • Пропитка биоцидным раствором и обработка жидким деревом.
  • Сборка с использованием клея и, по возможности, старых восстановленных крепежей.

На всех этапах нужно учитывать, что нельзя убирать все дефекты, включая пятнышки и точки с мебели, иначе она потеряет свое очарование. Изделию после сборки дают высохнуть, дополнительно осматривают, при необходимости шлифуют и подвергают окончательной отделке: тонировке, лакированию, вощению, полировке поверхностей.

Особенности музейной реставрации

В коммерческой реставрации больше свободы, можно использовать современные материалы. Для реставрации музейной мебели применяют исключительно исходные материалы: деревянный крепеж и столярный клей. При наличии гобеленов или тканевых покрытий их бережно очищают при помощи химической чистки и сохраняют в первозданном виде. Такая реставрация значительно сложнее и ответственность за ее качество намного выше.