Примечательные факты из истории песочных часов

14 августа 2023

Еще до зарождения первых цивилизаций люди задумывались о том, как отмерять время. Первыми попытками была ориентировка на наше светило — Солнце, но все эти часы были достаточно условными и относительными, в пасмурную погоду и ночью так и вовсе бесполезными. Песочные часы в свое время оказались настоящей инновационной технологией. В память о тех днях мы до сих пор видим на экране своих компьютеров, во всяком случае те, у кого ОС Windows, песочные часы как символ ожидания.

Самые примечательные факты

Первые экземпляры песочных часов упоминаются в документах относительно недавних, в XIV веке, как собственность короля Франции Карла V. Историки настаивают, что придумали их значительно раньше, но документальных подтверждений этому нет. Зато интересно, что первые технологии, содержат рекомендацию кипятить мраморный порошок в вине. «Песок» также готовили из яичной скорлупы, свинцовой и цинковой пыли.

Изначально и достаточно надолго этот механизм позаимствовали для использования на судах. Именно с тех пор пошло выражение «бить склянки», так как после каждого поворота часов били в колокол. Волны, наличие солнечного света и прочие факторы никак не влияли на точность измерений. Единственный фактор, который мог повлиять — температура: на жаре песчинки увеличивались и, соответственно, песок медленнее проходил через перемычку. Важно было только правильно выбрать вид песка. Он обязательно должен был быть круглым, поэтому самым ходовым оказался речной, а еще подходила упомянутая выше мраморная пыль.

Разумеется, качество стекла должно было быть на высоте, так как узкая часть со временем все равно стирается песком и происходит определенное «ускорение хода времени». Точность сбивалась и по причине измельчения крупинок песка. В этом, конечно, песочные часы сильно проигрывали вечным солнечным. Для повышения точности стали делать часы с системой колб, заменяли песок даже ртутью. Но самым удобным усовершенствованием было изобретение пружинного механизма, который автоматически переворачивал устройство, автором его стал Стефан Фарфлер, немецкий часовщик XVII века.

С точностью более или менее разобрались и довели ее до секунд, но все же на смену пришли более удобные приборы. При этом песочные часы не ушли в прошлое, превратившись в стильный элемент интерьера и предмет гордости владельца, причем таким владельцем может быть не только человек, но и целое государство.

Гиганты в мире песочных часов

  • Японские часы из Музея песка в Японии, установленные в 1991 году и рассчитанные на год, высота 5,2 метра.
  • Венгерские песочные часы, установленные в Будапеште в 2004 году и имеющие несколько нестандартную форму колеса. Имеют рекордную высоту в 8 метров. Меняют направление они также, как и предыдущие — в Новогоднюю ночь.
  • Русские и тут перебили эту планку: в 2008 году на Красной площади был смонтирован 12-метровый гигант из акрилового стекла весом 40 тонн, правда работали они как реклама: внутри расположился новенький автомобиль марки BMW и время в них текло до даты презентации этого транспортного средства, а именно до 8 июля 2008 года.
  • Есть и лилипуты в этой сфере. В 1992 году один из мастеров Габсбурга в Швейцарии создал экземпляр всего 2,4 сантиметра в высоту. Работает он правда всего 5 секунд, но рекорд размера пока никто не побил.

Самые дорогие песочные часы в мире

Если кому-то из миллионеров или миллиардеров захочется чего-то необычного, то для них тоже есть предложения. Настольные песочные часы из природного камня с наполнением алмазной крошкой. Они придуманы и изготовлены мастерами из Якутии. Их авторы говорят, что именно такие часы позволяют почувствовать цену времени. Такой эксклюзивный предмет можно купить всего за несколько тысяч долларов.

Но в Таиланде пошли еще дальше. Колбу поместили в золотой корпус, наполнили его идеально отшлифованными бриллиантами, общий вес которых составляет 10 тысяч карат. Инструмент идеально настроен и говорят, что, когда они отсчитывают время, глаза оторвать невозможно, настолько зрелище великолепно. Их стоимость 6,5 млн долларов. В то же время производитель не торопится их продавать, в духе времени используя все для рекламы: удерживая свое творение при себе, чем привлекает массу внимания к бренду.