Основные факты о статуэтках СССР

10 июня 2024

Декоративные статуэтки стояли в каждой советской квартире: на столе, подоконнике, за стеклом в серванте, на полках роскошных по тем временам стенок. Тематика была весьма разнообразной, поэтому такие миниатюры можно было подобрать под любой стиль и интерьер.

Хотя производство носило массовый характер, но строгий контроль качества обеспечивал достойный внешний вид, а в настоящее время — их антикварную ценность.

Обзор миниатюрных статуэток Советского Союза

В первые годы после Октябрьской революции у людей сильно изменилось мировоззрение, все подобные статуэтки казались пережитком прошлого. Достаточно быстро руководители страны поняли, что такие предметы можно использовать как агитационную продукцию, причем новая идеология и культура будет прививаться населению добровольно и формировать нужный образ мышления у молодого поколения с самого детства.

Новые изделия стали не просто полезными ориентирами советского образа жизни (любимых одухотворенных вождей, образцами спортивного образа жизни, счастливого детства, передовых рабочих и крестьян, на которых хотелось равняться остальным), но и настоящими произведениями искусства. Агитационный период продлился с 1920-х годов до окончания Великой Отечественной войны.

Постепенно разнообразие тематик становилось шире, сюжеты свободнее для выбора, но это вовсе не означало полное отсутствие цензуры, чтобы получить право «на жизнь», любому проекту приходилось выдержать критику со стороны серьезной комиссии. В 1950-е годы доступность произведений искусства для каждого советского человека выносится на государственный уровень. Национальные мотивы в росписи, быт, танцы, развлечения находят свое отражение в малой пластике. Причем все фигурки запечатлены в динамике, это становится повсеместным трендом.

С 1960-х годов ассортимент становится еще шире. С этого времени все статуэтки СССР можно разделить на следующие категории.

  • История: здесь политические фигуры, представители культуры и искусства, а также воины и другие героические личности прошлых веков.
  • Спорт: красивые представители здорового образа жизни, изящные девушки, подтянутые молодые люди, присутствовали даже всадники.
  • Сказки: Дед Мороз со Снегурочкой, Иван-Царевич с Жар-птицей, Рыбак с Золотой рыбкой, Хозяйка медной горы и многие другие, персонажи знаменитых сказок, легенд, басен, а впоследствии и новые герои детских мультиков, вроде Крокодила Гены и Чебурашки.
  • Анимализм: животные, рыбы и птицы не просто представляли категорию живых организмов, они выражали определенные эмоции, демонстрировали типичное поведение.
  • Обычные люди: женщина с ребенком, танцовщица, пионер и другие трогательные и весьма оригинально созданные фигурки.
  • Восток: для любителей иностранных культур и традиций стали изготавливать драконов, серии из семи слоников, фигурки зверей из разнообразных гороскопов.
  • Символичные: воплощали знаковые образы, вроде знаменитого олимпийского мишки, символов отдельных событий и праздников.

Благодаря огромному разнообразию, любой мог найти для себя или на подарок сюжет по вкусу, хобби или профессии. Великолепное мастерское исполнение не позволяло такому предмету малой пластики залежаться на полке. Основными материалами изготовления подобных изделий служили гипс, глина, дерево, чугун, другие металлы и сплавы, керамика и конечно фарфор.

Самые дорогие статуэтки

Спрос на статуэтки советского периода огромен. Если экземпляр сохранился в хорошем качестве, цена может составлять несколько миллионов рублей. Иногда это связано с политическими веяниями. Так, восточная девушка, читающая газету, выпущенная в 1920 году на Гжельском фарфоровом заводе, попала в немилость за то, что на отдельных вариантах в этой газете присутствует силуэт, а других — имена политических деятелей, признанных впоследствии врагами народа. Почти все экземпляры были уничтожены, оценочная стоимость сохранившихся — около 1,7 млн. рублей.

Редкость определила стоимость и следующих фигурок. Продавщица яблок (девушка с корзинкой) Ленинградского фарфорового завода вроде и особо не примечательна, а оценивается в 7 млн рублей за счет минимального тиража и занимает место в коллекции самого Эрмитажа. «Кузнец и жнец», вышедшая на том же заводе в 1924 году, раритетом стала за счет увольнения по сокращению штатов ее автора Якимовской Екатерины Александровны, зато теперь за ее цену можно легко приобрести квартиру в Москве — 13 млн рублей.

Несмотря на огромную стоимость, специалисты не советуют смешивать в одном интерьере дореволюционные антикварные предметы и статуэтки СССР, все-таки они были антагонистами и останутся таковыми навсегда. Эти фигурки шикарно дополнят более современный интерьер. Причем умиление они вызывают не только у тех, кто родился в советском государстве, но и у тех, кто его не успел застать.