Один из символов советской эпохи — агитационный платок

8 декабря 2023

Одним из практически неотъемлемых атрибутов прогрессивной советской женщины в первые годы после революции стал алый платок на голове. С начала 1920-х годов текстильная промышленность вплотную стала развивать это направление и расширять ассортимент. С этого момента платок — это не просто украшение, но и эффективное средство политической пропаганды.

Художественный текстиль в борьбе за идеалы нового государства

Старались отходить от традиционной колористики и композиции, совершенствовать художественные приемы, но в то же время делать продукцию привлекательной и яркой. В качестве тематики выбирали самые разные направления:

  • государственная символика;
  • индустриализация страны;
  • развитие колхозов;
  • портреты вождей революции;
  • лозунги и аббревиатуры.

Этот тип продукции получил название «агитационной», а новое художественное направление, которое охватило множество направлений декоративно-прикладного искусства — авангардом.

Отдельные примечательные примеры

Некоторые варианты платков хорошо узнаваемы благодаря особо удачным решениям в части их оформления. Один из ранних таких образцов был выпущен на Тейковской фабрике в далеком 1922 году в честь 5-летия Октябрьской революции. Это даже не отдельный платок, а целая серия, объединенная общей идеей, которую выразили знаменитыми лозунгами, в том числе: «Вся власть Советам!», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и другими. Автором линейки выступил художник Л. М. Чернов-Плесский.

На одном из таких платков можно увидеть разгон общего собрания собственников предприятия большевиками в обрамлении пятиконечной звезды, по углам изображены отдельные моменты борьбы за независимость нового государства и уничтожения атрибутов прошлого.

На других платках поместились фрагменты промышленных строений и сельскохозяйственных угодий, новые монументы и главные символы: серп с молотом и пятиконечная звезда. Верхнюю часть платков заняли портреты знаменитых вождей революции. Все платки в данной серии отличались богатым композиционным наполнением не только центра, но и краев, с множеством элементов декора.

Примечательный исторический факт: на одном из платков размещался среди других портрет Л. Д. Троцкого, но после объявления его врагом народа на всей партии таких изделий в объеме полутора тысяч штук его изображение закрасили или даже вырезали.

Фабрика «Пятый Октябрь» также решила не отставать от тенденций, и в 1924 году по эскизам Н. С. Демкова выпустила платок в честь вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Погрудный его портрет был помещен в центре, а остальной фон поделен на пять частей, в которых разместились изображения нового прогрессивного поколения молодежи с соответствующими надписями. Все это было дополнено изящным орнаментом и портретами прочих политических деятелей. Платок оказался настолько удачным, что вышел на уровень не только массового производства, но и престижного памятного подарка.

Под конец 1920-х годов акценты сместились с авангардизма в конструктивизм. Новые композиционные приемы предполагали наличие динамики изображений и самые разнообразные атрибуты индустриального мира: как сами заводы, так и отдельные детали, такие как серп и молот, шестеренки и прочие элементы с усиленным вниманием к их конструкции, отсюда и название стиля.

Все это было неспроста, политика партии делала упор на развитие промышленности и воспитании класса рабочих. В последующие годы промышленность еще не раз подстраивалась под политические акценты, поэтому по такой текстильной продукции в какой-то мере можно отследить исторические события и передовые течения в искусстве.