Ворошиловский стрелок: не только нарицательный термин, но и почетная награда
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
| Тел.: | +7 925 505-49-69 +7 926 128-38-56 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
Подарки — неотъемлемая часть человеческой жизни. Они могут принимать самые разные формы и...
Современные ручки пришли на смену перьям, которые долгое время были основным инструментом для...
Одним из практически неотъемлемых атрибутов прогрессивной советской женщины в первые годы после революции стал алый платок на голове. С начала 1920-х годов текстильная промышленность вплотную стала развивать это направление и расширять ассортимент. С этого момента платок — это не просто украшение, но и эффективное средство политической пропаганды.

Художественный текстиль в борьбе за идеалы нового государства
Старались отходить от традиционной колористики и композиции, совершенствовать художественные приемы, но в то же время делать продукцию привлекательной и яркой. В качестве тематики выбирали самые разные направления:
Этот тип продукции получил название «агитационной», а новое художественное направление, которое охватило множество направлений декоративно-прикладного искусства — авангардом.
Отдельные примечательные примеры
Некоторые варианты платков хорошо узнаваемы благодаря особо удачным решениям в части их оформления. Один из ранних таких образцов был выпущен на Тейковской фабрике в далеком 1922 году в честь 5-летия Октябрьской революции. Это даже не отдельный платок, а целая серия, объединенная общей идеей, которую выразили знаменитыми лозунгами, в том числе: «Вся власть Советам!», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и другими. Автором линейки выступил художник Л. М. Чернов-Плесский.
На одном из таких платков можно увидеть разгон общего собрания собственников предприятия большевиками в обрамлении пятиконечной звезды, по углам изображены отдельные моменты борьбы за независимость нового государства и уничтожения атрибутов прошлого.
На других платках поместились фрагменты промышленных строений и сельскохозяйственных угодий, новые монументы и главные символы: серп с молотом и пятиконечная звезда. Верхнюю часть платков заняли портреты знаменитых вождей революции. Все платки в данной серии отличались богатым композиционным наполнением не только центра, но и краев, с множеством элементов декора.
Примечательный исторический факт: на одном из платков размещался среди других портрет Л. Д. Троцкого, но после объявления его врагом народа на всей партии таких изделий в объеме полутора тысяч штук его изображение закрасили или даже вырезали.
Фабрика «Пятый Октябрь» также решила не отставать от тенденций, и в 1924 году по эскизам Н. С. Демкова выпустила платок в честь вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Погрудный его портрет был помещен в центре, а остальной фон поделен на пять частей, в которых разместились изображения нового прогрессивного поколения молодежи с соответствующими надписями. Все это было дополнено изящным орнаментом и портретами прочих политических деятелей. Платок оказался настолько удачным, что вышел на уровень не только массового производства, но и престижного памятного подарка.
Под конец 1920-х годов акценты сместились с авангардизма в конструктивизм. Новые композиционные приемы предполагали наличие динамики изображений и самые разнообразные атрибуты индустриального мира: как сами заводы, так и отдельные детали, такие как серп и молот, шестеренки и прочие элементы с усиленным вниманием к их конструкции, отсюда и название стиля.
Все это было неспроста, политика партии делала упор на развитие промышленности и воспитании класса рабочих. В последующие годы промышленность еще не раз подстраивалась под политические акценты, поэтому по такой текстильной продукции в какой-то мере можно отследить исторические события и передовые течения в искусстве.