Необычное средневековое искусство из усыпленных животных

27 мая 2022

Средневековые мастера использовали в своем творчестве живых насекомых, змей и птиц. Это был 15 век, отношение ко всему живому было совсем другим, тогда не было экозащитников, моралистов и партии «Зеленых». Зато мы теперь можем увидеть необычное творчество тех далеких времен.

В средневековой Италии пользовалась большой популярностью техника le style rustique, что дословно переводится на русский язык как «слепок природы». Гончары использовали для своих работ ветки растений и насекомых, чтобы делать для посуды натуралистические и объемные натюрморты из глины. Итальянской техникой заинтересовался знаменитый в те времена французский керамист Бернар Палисси. Стоит отметить, что это был всесторонне развитый человек, Палисси писал трактаты о химии, был известным христианским диссидентом, но закончил жизнь трагически.

В 16 веке Франция сильно отставала в плане творчества от многих европейских стран, а Палисси был одним из тех, кто интересовался заграничными технологиями, особенно Испанскими и Итальянскими. Именно он принес в родную страну майолику. А еще он был одним из первых, кто пытался разгадать тайну изготовления китайского фарфора. Однажды ему в руки попал китайский фарфоровый кубок абсолютно белого цвета. Говорят, что в поисках идеальной температуры в печи для обжига мастер сжег в доме всю свою мебель, но разгадать секрет фарфора так и не смог.

Итальянская техника «слепок природы» очень заинтересовала мужчину, но он решил пойти дальше. Кроме веток, лепестков и насекомых он стал использовать рептилий и птиц. Умело раскрашенное блюдо с фигурками выглядит действительно изящно, натуралистично и необычно. Технология изготовления была непростой. Палисси решил остановиться сначала на рептилиях. Для работы он использовал ящериц и лягушек, которых помещал в емкость с сырой землей. Мастер убивал их с помощью яда, вымачивал в уксусе и клеил на тонкий слой обожженной глины. После этого вся композиция обрабатывалась маслом, сверху накладывался слой гипса, который после застывания превращался в форму, а ее уже можно было наполнять глиной. Гипс превосходно сохранял рельеф, благодаря чему достигалась высочайшая реалистичность.

Палисси пошел еще дальше и начал покрывать керамические изделия глазурью и лаком, что придавало им красивый блеск. Такие натюрморты получили название «сельская глина». У французского мастера было много последователей, которые изготавливали в мастерских целые партии блюд, подносов и кувшинов. Потом для упрощения процесса гипсовые слепки снимались не с животных, а с готовой посудины, что стало серийным производством.

Другой была технология, которую использовал австрийский ювелир Венцель Ямницер. В своей венской мастерской Ямницер изготовлял роскошные кубки из золота и серебра. Разумеется, что работать с металлом намного сложнее, чем с глиной. Мастер обмазывал насекомых, птиц, рептилий специальным маслом и глиной. Все это обжигалось в печи, тушка сгорала, а глина с нужным рельефом оставалась, и ее можно было наполнять расплавленным металлом.

Среди работ Венцеля Ямницера можно увидеть ракушек, насекомых, ящериц, небольших змей и даже мышей. Конечно, глядя на маленьких беззащитных птиц и ящериц, застывших во времени, невольно, но испытываешь к ним жалость. С другой стороны — этим шедеврам полтысячи лет, и это прекрасная возможность прикоснуться к той эпохе.