Напс Евгений Иванович: рисовальщик, живописец, реставратор и скульптор-самоучка

16 августа 2025

Евгений Иванович Напс смог оставить заметный след в художественном творчестве, в том числе как скульптор. Он также был живописцем и рисовальщиком. Семья Напса не была особенно обеспеченной; родители его считались прибалтийскими немцами. Евгений Иванович родился в 1848 году. К сожалению, он не окончил художественных училищ и не получил системного образования в области искусства, однако с детства увлекался рисованием и самостоятельно занимался им.

В молодые годы будущий скульптор переехал в Санкт-Петербург, где работал в скромной мастерской, уделяя внимание реставрации бронзовых скульптур, мелкой пластики и фарфора, помогая коллекционерам и антикварам. В последующие годы Напс выполнял заказы на изготовление скульптурных копий уменьшенного размера, воспроизводя образы известных произведений русских скульпторов. О жизни Евгения Ивановича известно немного, особенно о его деятельности в поздние годы. Историки сходятся во мнении, что он скончался в начале XX века.

Особенности творчества скульптора

Работы Напса разнообразны и достаточно интересны. Со временем менялись направления и стилистика его творчества. В ранних произведениях заметно влияние работ Евгения Александровича Лансере. Многие исследователи отмечают значительное влияние этого мастера, особенно в бронзовых скульптурах Напса, таких как «Генерал Мангуфа Дмитриевич Скобелев на коне», а также в композициях «Казаки верхом» и «Тройка зимой». Некоторые работы автора приобрели известность, в том числе бронзовая статуэтка «Пластун Сайкин в дозоре», чернильница «Дровосек за обедом» и другие. Отдельные произведения тиражировались на заводах — Кусинском и Каслинском.

Копии работ Напса являются лучшим свидетельством его профессионализма в технике бронзового литья. Имя художника упоминается в воспоминаниях Александра Николаевича Бенуа и Якова Ивановича Бутовича. В рукописи 1932 года Бутович отмечал, что встречал небольшие статуэтки «Сокольничий» с подписью Напса. Он предполагал, что Напс умер рано или сменил род деятельности. Однако на самом деле количество произведений Напса значительно больше, чем предполагал Бутович. В воспоминаниях А. Н. Бенуа также содержится информация о творчестве Напса; в книге «Мои воспоминания» говорится, что он реставрировал значительное число картин Деларова.

Ранее высказывались предположения, что «Напс» — это псевдоним, однако это не так. Напс был реальной личностью, реставратором и скульптором. Многие путаницы возникли из-за сходства его произведений с работами Е. А. Лансере, что вызвало споры о плагиате. Однако Я. И. Бутович, искусствовед с большим опытом, придерживался иного мнения. Плагиатом обычно считают копии, выдаваемые за оригинальные произведения с целью получения дохода при отсутствии заметных отличий. В случае с Напсом речь идет о другом подходе: он использовал сюжеты, разработанные Лансере, и зависел от его творчества, но при этом создавал оригинальные статуэтки. Таким образом, назвать Евгения Ивановича простым копировщиком было бы неправильно.

Отличия работ Напса от произведений других мастеров

Ниже приведён сравнительный анализ нескольких известных скульптур Е. Ивановича Напса и Е. А. Лансере.

Генерал М. Д. Скобелев на коне

У Напса всадник движется в левую сторону и преодолевает корзины с песком, поворачивая голову влево. Лошадь вся оторвана от земли, с вытянутыми передними ногами и прямым хвостом. Крепление выполнено в области брюха. Основа — прямоугольная, без углов, с бугристой текстурой. Рядом расположены пучки веток (фашина) перед передними ногами, а задние конечности находятся за плетнем. Сам конь напоминает ахалтекинскую, донскую или кабардинскую породу.

В версии Лансере всадник движется вправо, голова повёрнута к зрителю, конь стоит на задних ногах, передние согнуты, хвост поднят. Основа овальная, напоминающая место боевых действий. Плетень находится в области живота, фашина — у задних ног. Конь имеет арабские корни, вероятно, орловского или орлово-ростопчинского жеребца.

Царский сокольничий XVII века на коне

Напс изобразил всадника, движущегося вправо, с головой, повернутой к соколу, сидящему на поднятой руке. Лошадь в спокойной позе, морда частично закрыта, шея прямая, хвост опущен, задние ноги прямые. Плинт массивный, овальный, с неровной поверхностью. Подставка сделана из мрамора. Вся композиция короче по длине, чем у Лансере.

У Лансере всадник привстал в стременах, смотрит прямо и движется влево. Сокол сидит ниже головы всадника, готовясь взлететь. Голова лошади поднята, поводья натянуты, хвост поднят, ноги согнуты, конь словно присел. Плинт овальный, неровный, с травянистым покрытием и приземистым пнем.

Тройка зимой

У Напса возница и всадник слева смотрят вперёд, всадник справа поднял ногу. Передняя лошадь держит голову прямо, правая лошадь — одну ногу прямой, другую поджатую; левая лошадь стоит с прижатыми передними ногами.

У Лансере всадник справа поджал ногу, всадник слева повернут влево, управляющий держит голову наклонённой вниз и влево. У передней лошади голова высоко поднята, у лошади слева обе ноги подняты, у центральной — одна прямая, другая поджата.

Все эти примеры подтверждают, что Напс работал творчески и не был простым копировщиком. Даже если он использовал чужие сюжеты, он вносил оригинальные элементы. Подлинные работы Напса встречаются редко и ценятся среди коллекционеров.

Работы в нашем магазине: