Абажур: символ уюта и романтики в искусстве и жизни

18 февраля 2025

В художественной литературе абажур упоминается довольно часто. Он придает помещению красоту, уют и особую романтику. В качестве примеров можно привести «Педагогическую поэму» Макаренко и «Белую гвардию» Булгакова. Даже в послереволюционное время люди ценили этот предмет как отголосок прошлой стабильной и обеспеченной жизни. Абажур преображал пространство: без него комната становилась чужой и пустой.

Важный предмет в человеческом обществе

Наличие или отсутствие освещения всегда играло важную роль в жизни людей. Уличное ночное освещение впервые появилось в Париже в конце XVII века. Слабые масляные лампы снабжались отражателями. Именно тогда возникло слово «abat-jour», состоящее из двух частей: «отражатель» и «день». Это устройство позволяло продлить светлую часть суток. Таким образом, 1763 год можно считать годом рождения абажура.

В 1785 году итальянцы усовершенствовали отражатели, придав им форму полусферы. С появлением газового освещения абажур приобрел новую функцию — защиту от вредного воздействия газа. Все изменилось в 1879 году, когда была изобретена лампочка. Теперь свет нужно было не усиливать, а приглушать, чтобы он не резал глаза. Люди быстро оценили, как абажур может украсить интерьер, создавая атмосферу таинственности и погружая комнату в мягкий полумрак. Материалы для изготовления абажуров становились все разнообразнее, но их главной задачей оставалось смягчение света.

В середине XIX века с приходом стиля модерн абажур стал еще более декоративным. К его краям начали крепить бахрому, оборки, расшивать бисером и тесьмой. В моду вошли растительные орнаменты с изображением цветов, бабочек и птиц.

Самые красивые абажуры, по непроверенным данным, появились случайно. Американский художник Луис Тиффани, работавший с витражами, однажды обнаружил, что у него осталось много цветных стеклянных обрезков. Не желая выбрасывать их, он создал первый цветной колпак для светильника. Со временем такие абажуры превратились в настоящие произведения искусства.

Француз Антонин Дом пошел еще дальше, начав изготавливать абажуры из хрусталя. Основания для них чаще всего делали из бронзы. Эти предметы роскоши получили Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Компания Дома также разработала технологию обработки хрусталя, позволяющую придавать ему любую форму и оттенок.

В России абажур быстро завоевал популярность. Он идеально подходил для семейных чаепитий, вечерних бесед, чтения, вязания и других спокойных занятий. Теплые золотистые, красноватые, оранжевые или более строгие зеленые и синие оттенки создавали уютную атмосферу. Зеленый стеклянный абажур стал центральным элементом стиля Ампир и обязательным атрибутом каждого чиновничьего кабинета.

Современные абажуры

Сегодня абажуры стали доступны всем слоям населения. Их изготавливают из стекла, ткани, металла, натуральной кожи, а также из современных материалов: пластика, искусственной кожи, бумаги и картона. Украшения могут включать роспись красками, вышивку бисером, плетение макраме и другие декоративные элементы. Бумажные абажуры, благодаря своей легкости и разнообразию форм, используются с современными лампами, которые не нагреваются. Металлические основания, чаще всего из бронзы, меди или олова, добавляют изделиям изысканности.

Формы современных абажуров поражают своим разнообразием. Их используют даже в нестандартных целях. Например, в Швеции в 2006 году на площади установили огромный светильник с абажуром высотой 5,8 метров. Он подключен к искусственному интеллекту и может отвечать на вопросы, правда, только на шведском языке. Этот объект стал популярной достопримечательностью и путешествует по городу Мальмё. Лампа не только освещает пространство, но и служит лавочкой, где любят проводить время романтичные натуры.