Мир, подаренный мезенской росписью

31 октября 2022

Более двух столетий тому назад в деревнях Архангельской губернии, разместившихся на севере в районах тайги и тундры близ реки Мезень (отсюда и пошло основное название промысла) придумали оригинальный вид росписи. В связи с тем, что основное место концентрации промысла расположилось в деревне Палащелье, роспись имеет второе название — палащельская. Старейшее из сохранившихся изделий относят к 1815 году — это украшенная хорошо узнаваемыми узорами прялка. Мастера также декорировали такими узорами посуду (тарелки, чаши, ковши и прочее), бочонки, сундуки и прочие предметы быта и интерьера.

Особенности мезенской росписи

Истоки происхождения росписи установить уже невозможно. Некоторые находят общие черты с изображениями народов Коми, другие — с Древней Грецией. В них однозначно прослеживаются древнейшие архаичные рисунки из первобытных пещер. Если изучать наскальные рисунки по берегам Белого моря и Онежского озера, можно легко найти схожесть изображений. Весьма вероятно, что народные мастера получали вдохновение и идеи из древних образов северных племён.

Все же в таких орнаментах прослеживается самобытность простого русского народа, который вечерами отражал в своих рисунках видение окружающего мира, и он был весьма непрост. Орнамент подчинялся определенным правилам, любой символ, элемент растительного орнамента, птица или животное не просто располагалось на определенном месте и имело конкретный цвет.

Систему можно описать на примере прялки. Вся расписная поверхность имеет несколько ярусов. Иногда пространство делили на три равные части: надземный мир, земной и потусторонний. В верхней части размещали птиц и окно для общения с высшими силами. Земной ряд занимали лошади, олени, одно или несколько деревьев с сидящей на вершине птицей или символом, охотники с ружьями или разного размера суда. Подземный мир был подобием земного, но в черной росписи.

В другом варианте находило отражение семиричное строение мира: то есть все в мироздании, любое творение имеет семь уровней, существует в семи состояниях. В этом случае красные и черные кони следуют друг за другом, символизируя круговорот жизни и смерти. Изображения живых существ окружены геометрическими символами: ромбы, прямоугольники, решетки, диски и прочие.

Такая многоярусность скорее всего привнесена от традиций шаманизма, чьи одежды и атрибутика покрыты несущими смысл знаками.

Каждый символ имел свое значение:

  • конь — это восход солнца, а утка — закат, как бы прячет солнце в море, где хранит его до рассвета;
  • птицы — символизировали добрую весть, их часто размещали недалеко от окон для связи с духами, при этом лебеди, гуси и утки воспринимались как души предков, которые оберегают своих родных;
  • деревья с ветвями — символ рода, их покрывали ромбами, как символами отдельных семей, а ели — символ мужской силы;
  • квадраты — земля, из которой создан человек, являющейся кормилицей и защитницей;
  • волны и диагональные линии — вода, в том числе в форме дождя, как источник жизни всего сущего;
  • короткие штрихи — воздух и ветер;
  • круг — огонь.

Важно отметить, что в росписи нашли отражение не только части знакомого мира, но и первоэлементы. Спирали отражают круговорот рождения, жизни, смерти и возрождения. Лошади занимают основное место и значение, они изображаются в разных позах, хвосты указывают на связь с птицами, заканчиваясь перьями, тела коней покрыты славянскими солярными знаками.

Каждый рисунок понимающий человек мог читать как текст. Это могли быть послания или пожелания для близких.

Технология создания

В классическом исполнении росписи использует только два цвета: черный и красный (оранжевый). Что изначально объяснялось используемыми «красками»: черным выступала сажа, а красным — мергель, охра или сурик. Это были простые и доступные материалы.

Роспись делали по негрунтованной поверхности древесины заостренной палочкой или пером. Позже стали использовать кисти. По верху орнамент защищали несколько слоев олифы, что приносило ему теплый медовый оттенок и лёгкий блеск.

В наши дни старинный стиль несколько изменился. В большой мере это можно объяснить тем, что раньше росписью занимались исключительно мужчины, причем технологии передавались в строжайшем секрете строго по мужской линии. Сейчас это больше женская функция. Современная техника в целом осталась прежней, разве что усовершенствовались инструменты для нанесения рисунка.

Мезенская роспись, как и другие народные промыслы были почти утрачены за годы Великой Отечественной войны. Редкие мастера сохранили традиции, что позволило наладить в Архангельске и Северодвинске изготовление сувениров на отдельных производственных предприятиях.