Мини-тур по Третьяковской галерее

18 февраля 2024

Один из главных музеев не только Москвы, но и всей России, который знают хотя бы по названию даже дети — это Третьяковская галерея. Многие произведения известны и узнаваемы, другие будут открытием и это не случайно, всего в экспозиции представлено свыше 40 тысяч полотен. Давайте рассмотрим несколько интересных картин, которые многие увидят с нового ракурса.

«Девочка с персиками» Серова

Создана в 1887 году. Это портрет дочери друга художника, у которого тот зачастую останавливался в гостях. Точно известно имя девочки — Вера Мамонтова, которой в тот момент было 11 лет. Персики были выращены в оранжерее хозяина поместья, что было свидетельством большого мастерства садовника. Ребенок не смог удержаться и стащил спелый персик, за чем и застал ее Серов. Его восхитило озорство, растрепанный и довольный вид девчушки, и он предложил ей попозировать, на что она с удовольствием согласилась.

«Неизвестная» Крамского

Несмотря на название, это лицо знакомо многим. Год создания своеобразного портрета — 1883-й. Автор работы сосредоточил свое внимание на проработке принципов создания психологического портрета, в результате, некоторые стали приводить это изображение как пример совершенной красоты и духовности. Видимо художник смог добиться желаемого эффекта. При этом, женщина одета достаточно роскошно, расположившись в экипаже у Аничкого дворца в Санкт-Петербурге. Взгляд ее полон надменности и в то же время какой-то грусти. Исследователи так и не смогли точно установить, кто же все-таки изображен на картине.

«Утро в сосновом лесу» Шишкин

Может кто и не видел саму картину в оригинале, но конфеты с ее изображением знакомы практически каждому: медведица и три медвежонка весело играющих на стволе поваленного дерева на фоне пробивающихся лучей солнца сквозь кроны сосновых деревьев. Мало кто знает, что полотно, созданное в 1889 году, принадлежит не только кисти Шишкина. Самих медвежат написал другой художник, пусть и не такой широко известный, но весьма талантливый Константин Савицкий, ему же приписывают идею этого сюжета. При этом его имя на холсте не проставлено, росчерк его пера достаточно невнятен и трудно различим, везде автором выступает Шишкин, причины этого не известны.

«Утро стрелецкой казни» Сурикова

Историческое полотно, созданное в период с 1878 по 1881 год. Бунт, возглавленный царевной Софьей и жестоко подавленный войсками Петра I, изначально художник задумал, как итоговый сюжет с повешенными бунтовщиками. Эскизы настолько показались ему ужасными, что сюжет был кардинально переработан. Теперь на картине можно увидеть подготовку к казни, прощание и ожидание неизбежного. Основной акцент на эмоциях родных и близких участников заговора.

«Сирень» Врубеля

Полотно создано в 1901 году. Шикарный куст сирени занимает все пространство картины. При том, что нет детальной прорисовки каждого цветка, но чудесные переходы цвета от светлых оттенков голубого и розового до темного фиолетового настолько точно передают особенности растения, что кажется сейчас почувствуешь его аромат. В то же время смысловым центром картины выступает темный силуэт девушки. Искусствоведы расходятся во мнениях, кто же это. Одни считают, что так художник показал душу куста сирени, другие — изобразил свою музу, которой для него выступала жена Надежда.

«Дети бегут от грозы» Маковского

Создана в 1872 году. В то время многие художники, как, впрочем, и другие представители творческой интеллигенции, увлеклись темой самобытной культуры простого народа, популяризацией идей единства интеллигенции и крестьян. Вот и на этом полотне два здоровых и вполне упитанных ребенка, одетых отнюдь не в обноски, пытаются побыстрее добраться до дома из леса. Очевидно, ходили они туда собирать грибы, которые можно заметить замотанными в фартук девушки. Девочка встревожена, а ее младший братик прижался к ней и ищет защиту. Дружные дети, красивая, но своенравная природа, желание побыстрее найти укрытие, все это вызывает симпатию и сопереживание героям.

«Иван Грозный убивает своего сына» Репина

Первоначальное название, данное автором «Сыноубийца», позже приобрело наименование «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», что по-своему уводит от указания на виновника этой смерти. Споры об исторической правдоподобности изображенного действа продолжаются и в наши дни, начиная с самого факта существования царевича до несправедливого обвинения царя в убийстве своего наследника.

Некоторые несогласные даже применяли физическое воздействие: резали картину, после защиты стеклом, пытались нанести повреждение предметами мебели. А в период первой реставрации пришлось защищать холст даже от самого автора, который хотел по-новому переписать лица. Но сложности начались намного раньше, еще в период работы над картиной, а именно с 1883 по 1885 год. У Ильи Репина начала отсыхать рука, которой он писал, а натурщик и вовсе покончил с собой.

Критики сразу набросились на картину, как с точки зрения грубого несоответствия историческим фактам в части места, интерьера и времени, так и в части анатомических особенностей (кисть царя не могла дотянуться от затылка до глаза, неправдоподобно изображена кровь). Наверное, трудно найти картину, которая вызывает большее количество споров. В первое время Третьякову даже было запрещено ее демонстрировать и делать с нее копии.

«Радуга» Айвазовского

Создано художественное произведение в 1873 году. Достаточно интересно, что из 6 тысяч работ Айвазовского, основная масса написана в жанре маринизма, но именно «Радуга» все-таки выбивается из общей «канвы». Здесь краски значительно мягче и это позволяет сосредоточить внимание зрителя на радуге. При том, что общая обстановка достаточно критична, но в лицах моряков, обращенных на семицветное чудо, присутствует надежда и вера в то, что шанс есть всегда и бороться стоит до последнего.