Легенда русского искусства — Василий Суриков

24 мая 2022

Самобытный русский стиль

Василий Суриков — один из самых известных художников России, ставший основоположником нового направления «исторической живописи», происхождением из Сибири, родился в 1848 году. Его семья из казацкого рода, где были сотники и даже атаманы.

Редкие способности Василия Сурикова проявились еще во времена учебы в училище города Красноярска и преподаватель стал с ним заниматься отдельно. После окончания учебы Василий поступает учителем рисования к губернатору красноярского края Замятнину П. Н. Художественный талант был замечен губернатором и по его ходатайству Суриков направляется учиться в Академию художеств г. Санкт-Петербург.

Так, в 20 лет начинающий живописец стал ведущим учеником Академии. Вначале его обучение оплачивал меценат Кузнецов П. И., но за особые способности вскоре ему выделили содержание от Императорского двора.

Внимание к российской истории проявилось в самом начале обучения. Особый интерес для художника представлял период правления Петра I и сама личность великого императора. Знаменитым Сурикова сделало полотно «Утро стрелецкой казни». После чего Суриков решил продолжить тему и следующей личностью был выбран ближайший сподвижник Петра I — Александр Меншиков.

Меньшиков в Берёзове

«Меншиков в Берёзове» — является завершением драматичной трилогии, размещенной в Третьяковке, первыми частями которой являются: «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова».

В его картине отражен сложный период в жизни бывшего полуправителя страны в ссылке с тремя детьми. Живописец смог передать психологический портрет личностей и все, кто когда-либо стоял рядом с оригиналом, смогли сами прочувствовать переданное эмоциональное состояние ее героев.

Фигура самого бывшего государственного деятеля представлена в натуральную величину, причем его фигура весьма символично заняла подавляющее место в маленькой комнате. Это сделано осознанно, чтобы подчеркнуть былое величие этого человека, запертого по воле обстоятельств в дальней деревеньке. Младшая дочь читает Библию, другие члены семьи глубоко погружены в свои мысли и переживания. Отец и Мария (старшая дочь) представляют печальную центральную группу, не просто так они изображены вместе, им двоим не суждено было пережить ссылку. Тогда как двое младших детей позднее вернулись к нормальной жизни, так как были помилованы новой властью.

Сын Александр подавлен и потерял надежду, а дочь Александра — самый оптимистичный персонаж, даже её одежда выделяется ярким пятном во всей композиции. Далее начинаешь рассматривать окружающие предметы, которые тоже полны символизма. Слева позади кресла Меньшикова брошена на пол дорогая одежда и обувь, как бы намекая на пройденный этап. Теперь на опальном князе тулуп и меховые сапоги, более подходящие ситуации и только драгоценный перстень напоминает о былом положении.

Из маленького оконца в комнату проникает слабый свет, а на столе дорогой подсвечник и древняя Библия. В глубине комнаты светлым пятном выделяются иконы. Суриков смог передать на полотне весь драматизм русской истории. Но для понимания, как этой конкретной картины, так и остальных его произведений необходимо знание истории.

Картина «Меншиков в Берёзове» с 1883 года была выкуплена Павлом Михайловичем Третьяковым прямо на первой выставке данной картины. С тех пор она представлена в Третьяковской галерее.