Ангелы в культуре: символы надежды и защиты
Ангелы по сей день занимают особое место в культуре и искусстве человечества. Их образы...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Ангелы по сей день занимают особое место в культуре и искусстве человечества. Их образы...
Коллекционирование в России является старой традицией. Интересно, что до революции такие люди...
Чай уже давно стал привычным напитком для многих. Однако за этим простым словом скрывается...
Одним из характерных атрибутов Пасхи являются красиво раскрашенные яйца. Они необязательно должны быть настоящими (куриными, утиными, гусиными или даже лебедиными). Это могут быть расписные или резные изделия из дерева, кости, камня, а также изделия из керамики, фарфора, стекла и драгоценных металлов. Давайте узнаем, откуда пошла эта традиция и что означают отдельные цвета.
Обычаи народов мира
Сама традиция возникла не в христианстве, а задолго до его появления. По понятным причинам яйцо всегда было символом новой жизни, возрождения и плодородия. В мифах и легендах встречается идея сотворения Вселенной из яйца. Причём в языческих верованиях славян, а также некоторых народов Европы, Африки и Америки в разных вариациях именно утка снесла яйцо.
На территории Северной Африки расписывать скорлупу страусиных яиц сложными орнаментами и тематическими рисунками, вплоть до использования драгоценных металлов в оформлении, начали несколько тысячелетий назад. Назначение таких изделий учёные предположительно связывают как с бытовыми, так и с ритуальными целями. Отдельные экземпляры были найдены в могилах египтян и шумеров. Древность этих находок наводит на мысль, что миграция этих народов способствовала распространению идеи росписи яиц по всему миру.
На территории Ближнего Востока крашенками обменивались уже в V тысячелетии до н. э. последователи зороастризма в честь празднования наступления Нового года. Это событие приходилось на день весеннего равноденствия и символизировало возрождение природы, продолжение существования в целом и отдельного рода в частности. В Иране этот день называется Новруз, и мать обязана съесть по одному яйцу за каждого из своих детей. На Руси также существовал обычай обмениваться яйцами. Скорлупу окрашивали в красный цвет (ассоциация с солнцем) или наносили изображения ландшафтов небесного, земного и подземного миров, что символизировало пробуждение природы.
С приходом христианства старинные традиции стали адаптировать под новые верования. Существует несколько легенд. Согласно одной из них, Дева Мария забавляла младенца Иисуса расписными яйцами. По другой версии, Мария Магдалина пришла с яйцами к жёнам-мироносицам в пещеру, куда отнесли тело после снятия с креста, и в момент воскресения Христа яйца стали красными.
По третьей версии, Мария Магдалина, прибыв в Римскую империю и попав на приём к императору Тиберию, в качестве подношения принесла обычные яйца. Император не поверил в чудо и сказал, что яйцо не покраснеет раньше него, и тут же подношение изменило цвет на красный прямо у него в руках. В христианской религии яйцо символизирует Гроб Господень, скрывающий вечную жизнь и спасение. Красный цвет — это кровь и страдания Сына Божьего.
В России расписные яйца приобрели особую популярность в XVI веке. Сначала это были «крашенки» (равномерно окрашенные натуральными красителями) и «писанки» (расписанные вручную узорами), а также так называемые «яйчата» из дерева. Фарфоровые изделия стали выпускать два века спустя. Самыми интересными и дорогими вариантами, разумеется, являются знаменитые яйца Фаберже, которые изготавливались для представителей императорской семьи и представителей высшего сословия.
Техники окрашивания
За многовековую историю технологии окрашивания претерпели множество изменений. Традиционные крашенки теперь вместо луковой шелухи, коры деревьев, свекольного сока и других (не всегда стойких и качественных) средств окрашиваются с помощью пищевых красителей, представленных в огромном количестве оттенков.
Писанки обычно расписывали в стиле, характерном для конкретного региона. Часто изображали представителей животного мира, цветы, растительный и геометрический орнамент. До наших дней сохранилась замысловатая методика окрашивания: с началом службы яйца помещали в краску, где они должны были находиться три молитвы, затем рисовали орнаменты и покрывали воском, а сверху наносили чёрный цвет. До погружения в краску на чистом яйце или на первом слое краски мог быть нанесён рисунок воском с помощью трубочки, что позволяло получить контурные линии цвета скорлупы или первого слоя краски. Когда такое яйцо помещали в кипяток или рядом с огнём, проявлялся цветной рисунок. Блеск обеспечивался натиранием жиром. Согласно традиции: яйца вокруг кулича — для Бога, на зерне — для людей.
Драпанки или скробанки получали путём выцарапывания узора острым предметом на однотонно окрашенном яйце. Для этого выбирали яйца с максимально толстой и прочной скорлупой. Получались замысловатые ажурные изделия.
Значение расцветки
Сегодня мало кто задумывается о смысловой нагрузке цвета яиц в своей корзинке, а раньше это был важный вопрос, и количество цветов было ограничено. Главными цветами были:
Возможно, такой простой предмет, как пасхальное яйцо, имеет гораздо большее значение, чем кажется на первый взгляд. Некоторые творческие люди считают, что оно способно пробудить историческую память и привнести частичку света в наши души.