Кружево как искусство

18 ноября 2022

Уже много веков кружево является признаком роскоши и неотъемлемой частью романтики прошлых лет. Трудно представить дорогие наряды и даже белье знатных особ скажем XVIII–ХIX веков без такой отделки.

История изобретения

Кружевные ткани известны уже несколько веков и эксперты не могут точно установить, кто же был первым. Вряд-ли источник происхождения был один. На первенство претендуют итальянцы, фламандцы и даже жители Древнего Рима или Крито-Микенской цивилизации. Точно известно, что уже в XV–XVI веках кружево было обязательной частью одежды знатных особ и оформления интерьеров их жилищ. А в XVII появиться в свете без кружевной оторочки на воротнике и манжетах становится настолько неприличным, что дворянин влезал в долги и мог застрелиться от позора, если финансовое положение не позволяло приобрести столь важную деталь для оформления гардероба. В каждом государстве существовали свои традиции и особенности технологий.

В XIX веке с изобретением машин кружево стало значительно доступнее по цене. Первые такие предприятия появились в Китае и некоторых других странах Азии, немного позже они стали распространяться по Европе и далее по миру.

Материалы и технологии изготовления кружева

Изначально для плетения узоров применяли нити из шелка, льна, настоящего серебра и золота. Когда встал вопрос об удешевлении сырья, то стали использовать менее подходящий для надлежащего качества, но более доступный и простой в обработке хлопок. Синтетика ещё более приблизила кружева к широким массам потребителей. Среди искусственных волокон можно упомянуть как целлюлозу, так и полиэстер. Чаще всего основная часть орнамента формируется натуральными нитями, а синтетика служит каркасом.

Виды кружева ручного изготовления:

  • игольные;
  • коклюшные;
  • хардангер;
  • ришелье;
  • фриволите.

Игольные создаются, как это понятно из названия, иглой с ниткой. Коклюшки позволяют оперировать сразу несколькими нитями. Хардангер — это скорее вышивка по прореженному льняному полотну, которая позволяет создать ажурный узор с прорезями. Ришелье также находится на стыке вышивки и кружева: контуры узора обрабатывают специальным швом, после чего ткань между нитями удаляется. Фриволите предполагает элементы вязания с помощью челноков и тупых игл. Эта техника относительно проста и появилась самой последней около XIX века.

Машины поставили кружевниц в безвыходное положение, оставив без средств к существованию. Многие ручные технологии были утрачены.

Русские традиции

Несмотря на продвигаемые в последнее время мнения, что кружева появились на Руси только, когда Петр I привез иностранных мастериц научить наших женщин своим умениям, это не так. Задолго до этого во многих уголках государства зародились свои умелицы и даже небольшие мануфактуры.

Так, в Вологде кружева плели с использованием коклюшек практически во всех усадьбах ещё с ХVI века. Мастерицы вначале рисовали узор на бумаге, после чего переносили его на нити. Отличительной особенностью местных кружев была большая плотность узора.

В Ельце кружево известно с ХVIII века. Здесь наиболее популярен сетчатый узор с геометрическим орнаментом или растительными мотивами. К началу следующего века эти кружева стали самыми востребованными на территории Российской империи, а к концу века даже стали поставляться за рубеж.

Рязанская губерния отличилась на весь мир. Только в небольшом городке Михайлов придумали делать уникальное цветное кружево. Основной цвет красный с добавлением узоров всех цветов радуги и черных деталей превращается в роскошные праздничные узоры для нарядов, ручников и скатертей. Обычно мастерицы не пользуются схемами, ведя счёт нитей по памяти.

В городе Галич Костромской губернии кружево плели из льняных нитей с добавлением золотых вставок в форме двуглавых орлов, трилистников, сюжетных картин и других узоров. Эта роскошь была предназначена для парадных случаев. Наибольшего расцвета промысел достиг к ХVIII веку.

Одним из самых старинных мест кружевного промысла стал Калязин Тверской области. В тех местах удивительной красоты кружево стали создавать более шести веков назад. Свидетели писали, что мастерицы работали по 16 часов в сутки, используя для работы множество дорогих материалов: золотые и серебряные нити, жемчуг, пух и шелк.