Чудовский фарфор: история завода «Красный фарфорист»

30 мая 2023

Завод «Красный фарфорист», был основан одним из членов знаменитой династии, занимавшейся выпуском посуды: Иваном Емельяновичем Кузнецовым. На рубеже 19-20 веков была основана новая мануфактура на Волхове недалеко от поселка Грузино в 12 км от города Чудово, для производства как дорогих столовых приборов и чайных сервизов, так и прочего вполне доступного фарфора. Несмотря на то, что на настоящий момент завод закрылся, сохранившиеся изделия остаются национальным достоянием, а слава сохранилась далеко за пределами нашего государства.

История создания фабрики

«Новгородский фарфоровый король» — так называли Ивана Емельяновича во времена расцвета его «царства», распространившегося от Санкт-Петербурга до Москвы и далее в Сибирь. Оно включало три фарфоровые фабрики, стекольно-хрустальную мануфактуру в Чудово и многие иные производства. В конце 1897 года он приобретает земельный участок в Грузино, на котором и были выстроены завод по производству кирпича, лесопилка и здание новой в будущем знаменитой фарфоровой фабрики.

Все это происходило на базе уже имевшегося опыта, который он получил благодаря работе на производствах своего более опытного двоюродного брата, где он изучал особенности торговли, новейшие технологии в создании материалов и изготовлении столовых приборов.

Получив достаточный уровень подготовки, используя денежные средства, доставшиеся в наследство от отца и приданое своей жены (также наследницы знаменитой династии, выпускавшей гжельский фарфор), он решил создать свой бизнес. Начало было заложено с открытия трех фарфоровых фабрик в Новгородской губернии в 1878 году.

Вернемся к истории завода, который возвели на расстоянии 1 км от села Грузино. Так как в те времена спрос на фарфоровые изделия достигал огромных объемов и имел постоянную тенденцию к росту, то и проблем со сбытом особо не возникало. Продукция хорошо уходила через сеть «фирменных» магазинов в Санкт-Петербурге и путем регулярного участия в ярмарках.

Конечно, в результате этого рабочий день у тружеников завода мог составлять 12, а то и 14 часов, есть сведения, что к работе привлекали даже детей, но хозяин не обижал с оплатой, помогал семьям рабочих в трудную минуту. Мануфактура выпускала как повседневную посуду, так и парадные сервизы и малую пластику под заказ императорского двора.

Белизна изделий и тончайшие стенки керамики могли составить конкуренцию не то, что лучшим образцам европейского, но даже китайского фарфора. В связи с началом военных действий с 1914 года, начались перебои с привозным сырьем (дорогими видами глин, другими сопутствующими материалами, например, такими, как свинцовый сурик и алебастр).

Продукция фабрики Кузнецова занимала достойные места на международных выставках. Все дореволюционные изделия отличаются высочайшим качеством, но до наших дней дошло весьма небольшое количество экземпляров, поэтому такие раритеты привлекают к себе огромный интерес со стороны коллекционеров.

Судьба фабрики и владельца после революции

Что случилось с основателем и какова судьба его семьи, достоверно не известно. По одной из версий его расстреляли за попытку воспрепятствовать национализации имущества, причем вопреки протестам рабочих, которые видимо уважали своего работодателя и пытались его защитить.

Несмотря на тяжесть первых лет советской власти, завод после перехода в собственность нового государства и небольших перипетий с организацией снабжения продолжил работу в 1921 году, разумеется, под соответствующим духу времени названием «Красный фарфорист», а расположенный неподалеку поселок переименовали в Краснофарфоровый. При этом качество производимой продукции осталось на уровне и продавалось по доступной цене.

В первые годы основной акцент был сделан на агитационную продукцию, такие изделия сейчас можно найти с клеймом «НГФ Грузино». После реорганизации, прошедшей в 1926 году, ассортимент пополнился широким перечнем фарфоровых и фаянсовых изделий.

С началом Великой Отечественной войны оборудование вывезли в Оренбургскую область в город Саракташ. Так как за время военных действий корпуса сильно пострадали, в послевоенное время пришлось все отстраивать заново. Но уже в 1946 году завод выпускал почти 72 тысячи изделий, а к 1970-м годам объемы выросли до более чем 12 млн штук в год. Теперь изделия выпускались с клеймом «КФ» в круге. Здесь выпускались красивейшие сервизы, настенные тарелки, вазы различных размеров и форм, небольшие скульптурные композиции.

С начала 2000-х у завода начались проблемы, как и многие другие он не мог выдержать конкуренции с дешевыми китайскими изделиями, а спрос со стороны немногих любителей высокой эстетики не мог покрыть расходы на содержание мощностей. В итоге в 2013 году завод пришлось полностью закрыть.