Агитационная скульптура. История появления, развития и особенности творений времен СССР
Тематические изделия в годы существования СССР не были редкостью. Изначально такую продукцию...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Тематические изделия в годы существования СССР не были редкостью. Изначально такую продукцию...
С момента изобретения китайцами фарфора, он стал пользоваться высоким спросом у аристократии....
Эту сказку мы все знаем с детства. Но с этим произведением связано много интересных моментов,...
После окончания Великой Отечественной войны промышленность долго восстанавливалась, но в 1950-х годах правительство СССР поставило задачу увеличить объемы выпуска посуды в южных регионах государства. Ленинградский отраслевой институт выполнил задачу по проектированию, причем в форсированном режиме, и уже с началом 1960-го года в Краснодаре был осуществлен выпуск первой продукции.
Развитие завода
Изделия завода отличались низкой ценой и собственным самобытным стилем. Главным художником начинающего предприятия назначили Людмилу Никифоровну Павлову. По ее инициативе несколько живописцев завода отправились в поездку по Краснодарскому краю для освоения национальных особенностей росписи. Их интересовали именно региональные узоры, простота и живописность используемых в бытовых целях предметов. Успех полученного результата можно оценить по полученным наградам центральных выставок.
Спрос на продукцию нового предприятия оказался огромным. Роскошь кобальта, обрамленного золотом, стала модной в среде партийной элиты страны. Купить такой сервиз в магазине было нереально. Отдельными предметами или даже наборами посуды награждали за ударный труд. Но в ассортименте была и обычная посуда из фарфора и фаянса, ее быстро разбирали в магазинах и большими партиями заказывали на предприятия общепита.
Максимально популярен сервиз завода под названием «Лунный». Оригинал был спроектирован в центральной заводской лаборатории Ленинградского завода фарфоровых изделий (ЛЗФИ) еще в 1954 году и самостоятельно запущен в производство, а «Чайка» подхватила и поставила комплект в серию. Художники завода упражнялись на росписи в меру своей фантазии, пытаясь разнообразить роспись.
Первый скульптор на предприятии появился только в 1963 году, это Эльфа Валерьяновна Гаранько. Она еще с детства увлекалась лепкой глиняных фигурок, начиная с изготовления роз, чем помогла семье прокормиться в голодные послевоенные годы. На рынке ее заметил корреспондент местной газеты, который убедил ее маму, что у девушки талант и ее стоит отправить на учебу. С 1947 года обучалась в Ленинградской художественной школе при Академии художеств им. И. Е. Репина, вначале на художественном факультете, а потом на факультете скульптуры. После того как отработала в Магнитогорске по распределению в скульптурном цехе, она переехала в Ленинград, а потом в родной Краснодар. Так она пришла на Фарфоро-фаянсовый завод «Чайка».
Именно здесь получила возможность участвовать в выставках, но выставлялась только в тех, которых сама считала нужным. В тематике ее работ много сказочных героев. Многие свои произведения оставляла в единственном экземпляре, уничтожая формы и не давая запустить их в серийное производство. По отзывам отличалась эмоциональным и жестким характером, могла резко высказаться о работе любого из коллег, а множество конфликтов с руководством вынудило ее уйти с завода в 1965 году.
Другой именитый специалист завода — живописец и график Николай Петрович Турков. Сразу по окончании учебы пришел вместе с супругой Эммой Артемовной на «Чайку», где трудился до 1969 года. Его считают легендой и лучшим художником Кубани времен СССР. Именно он создал при предприятии экспериментальный участок, где разработал множество образцов керамики, витражей, мозаик и панно, которые украсили общественные заведения Краснодара, Сочи, Новороссийска. К сожалению, сейчас это все стало «не модным», поэтому современники могут увидеть только часть его работ, которые не уничтожены современным ремонтом. Отдельные его произведения тех лет можно найти в краснодарском краевом музее, в столичных музейных экспозициях, в частных собраниях.
Распад СССР привел к приватизации завода трудовым коллективом и преобразованию в ЗАО ПКФ «Кубаньфарфор». Еще долго он оставался крупнейшим производителем керамики в СССР. С 2003 года вошло в кубанский холдинг «СБС». Собственники не считали возможным модернизировать оборудование, это было слишком дорого и невыгодно в сложившихся реалиях. Давала о себе знать массово ввозимая дешевая продукция из Китая. В 2010 году цикл от получения сырья до готовой продукции остался только для фаянса.
Еще через 10 лет предприятие оказалось на грани банкротства. Из Краснодара мощности перенесли в г. Белореченск, сократив до объемов небольшой артели. Оставшиеся умельцы стараются создавать ограниченные объемы качественной и современной посуды, нашли нишу в разработке индивидуальной посуды для гостинично-ресторанного бизнеса. Также принимают заказы на роспись от других малых предприятий.
С советских времен при заводе существовал музей. Там сохранялись лучшие образцы: сервизы, бытовые предметы, декоративные статуэтки. К огромному сожалению, уберечь эту коллекцию не удалось. Основная масса была продана на местном блошином рынке.