Фарфоровая эпоха «Чайки»: как советский завод керамики покорил сердца и столы страны

14 февраля 2025

После окончания Великой Отечественной войны промышленность долго восстанавливалась, но в 1950-х годах правительство СССР поставило задачу увеличить объемы выпуска посуды в южных регионах государства. Ленинградский отраслевой институт выполнил задачу по проектированию, причем в форсированном режиме, и уже с началом 1960-го года в Краснодаре был осуществлен выпуск первой продукции.

Развитие завода

Изделия завода отличались низкой ценой и собственным самобытным стилем. Главным художником начинающего предприятия назначили Людмилу Никифоровну Павлову. По ее инициативе несколько живописцев завода отправились в поездку по Краснодарскому краю для освоения национальных особенностей росписи. Их интересовали именно региональные узоры, простота и живописность используемых в бытовых целях предметов. Успех полученного результата можно оценить по полученным наградам центральных выставок.

Спрос на продукцию нового предприятия оказался огромным. Роскошь кобальта, обрамленного золотом, стала модной в среде партийной элиты страны. Купить такой сервиз в магазине было нереально. Отдельными предметами или даже наборами посуды награждали за ударный труд. Но в ассортименте была и обычная посуда из фарфора и фаянса, ее быстро разбирали в магазинах и большими партиями заказывали на предприятия общепита.

Максимально популярен сервиз завода под названием «Лунный». Оригинал был спроектирован в центральной заводской лаборатории Ленинградского завода фарфоровых изделий (ЛЗФИ) еще в 1954 году и самостоятельно запущен в производство, а «Чайка» подхватила и поставила комплект в серию. Художники завода упражнялись на росписи в меру своей фантазии, пытаясь разнообразить роспись.

Первый скульптор на предприятии появился только в 1963 году, это Эльфа Валерьяновна Гаранько. Она еще с детства увлекалась лепкой глиняных фигурок, начиная с изготовления роз, чем помогла семье прокормиться в голодные послевоенные годы. На рынке ее заметил корреспондент местной газеты, который убедил ее маму, что у девушки талант и ее стоит отправить на учебу. С 1947 года обучалась в Ленинградской художественной школе при Академии художеств им. И. Е. Репина, вначале на художественном факультете, а потом на факультете скульптуры. После того как отработала в Магнитогорске по распределению в скульптурном цехе, она переехала в Ленинград, а потом в родной Краснодар. Так она пришла на Фарфоро-фаянсовый завод «Чайка».

Именно здесь получила возможность участвовать в выставках, но выставлялась только в тех, которых сама считала нужным. В тематике ее работ много сказочных героев. Многие свои произведения оставляла в единственном экземпляре, уничтожая формы и не давая запустить их в серийное производство. По отзывам отличалась эмоциональным и жестким характером, могла резко высказаться о работе любого из коллег, а множество конфликтов с руководством вынудило ее уйти с завода в 1965 году.

Другой именитый специалист завода — живописец и график Николай Петрович Турков. Сразу по окончании учебы пришел вместе с супругой Эммой Артемовной на «Чайку», где трудился до 1969 года. Его считают легендой и лучшим художником Кубани времен СССР. Именно он создал при предприятии экспериментальный участок, где разработал множество образцов керамики, витражей, мозаик и панно, которые украсили общественные заведения Краснодара, Сочи, Новороссийска. К сожалению, сейчас это все стало «не модным», поэтому современники могут увидеть только часть его работ, которые не уничтожены современным ремонтом. Отдельные его произведения тех лет можно найти в краснодарском краевом музее, в столичных музейных экспозициях, в частных собраниях.

Распад СССР привел к приватизации завода трудовым коллективом и преобразованию в ЗАО ПКФ «Кубаньфарфор». Еще долго он оставался крупнейшим производителем керамики в СССР. С 2003 года вошло в кубанский холдинг «СБС». Собственники не считали возможным модернизировать оборудование, это было слишком дорого и невыгодно в сложившихся реалиях. Давала о себе знать массово ввозимая дешевая продукция из Китая. В 2010 году цикл от получения сырья до готовой продукции остался только для фаянса.

Еще через 10 лет предприятие оказалось на грани банкротства. Из Краснодара мощности перенесли в г. Белореченск, сократив до объемов небольшой артели. Оставшиеся умельцы стараются создавать ограниченные объемы качественной и современной посуды, нашли нишу в разработке индивидуальной посуды для гостинично-ресторанного бизнеса. Также принимают заказы на роспись от других малых предприятий.

С советских времен при заводе существовал музей. Там сохранялись лучшие образцы: сервизы, бытовые предметы, декоративные статуэтки. К огромному сожалению, уберечь эту коллекцию не удалось. Основная масса была продана на местном блошином рынке.