Корыто: зачем и для чего делали предмет крестьянского быта?

1 декабря 2022

В современном мире появилось много новых слов, но ещё больше слов уходит в прошлое. И в качестве примера можно привести пока ещё знакомое слово «корыто», оно же балья, желоб, калгашник, колган, колода, калюх и ещё несколько вариантов, но эти названия сейчас знают редкие специалисты. Однако слово «корыто» присутствует во всех славянских языках: русском, болгарском, польском, сербском и других. Корыто не более века назад было одним из важнейших предметов в хозяйстве со множеством применений.

Из чего делали и зачем?

Ёмкости для воды, пищи и хранения припасов у славянских народов появились ещё до принятия ими христианства. Первые такие изделия были из глины и дерева, как самых доступных материалов. Глина, при всех своих достоинствах, была недостаточно прочной, потому для больших объемов применяли дерево.

Использовали подходящий по размеру ствол березы, липы, осины, сосны или ивы. Ёмкость редко была шире полуметра, что обуславливалось обхватом ствола, зато в длину можно было делать 2 и более метров без затруднений. С одной стороны делали углубление, а с другой часто кору дерева не удаляли, от этого и пошло название — корыто.

Археологи находят множество экземпляров на всех поселениях славян, особенно много неплохо сохранившихся образцов относятся к X веку. Такие предметы использовали для хранения воды, замешивания теста, кормления и поения домашнего скота, заквашивания овощей, приготовления сусла и для множества других функций. Это все были отдельные резервуары.

С использованием корыта были связаны свои традиции и приметы. У пивоваров, к примеру, был целый список запретов и, если их не придерживаться, считалось, что пиво не будет приносить удовольствие при употреблении. В частности, если стучать мешалкой по стенкам, то при потреблении готового напитка будут ссоры и разлад.

Без корыта невозможно представить процесс стирки зимой или если река далеко. Для того, чтобы согреть воду из колодца, в нее клали угли из огня. Со стиркой, тоже было много суеверий: нельзя было стирать в ночь, ранним утром, в дни свадеб, в дождь. Последствия обещали самые неблагоприятные, от запоя мужа до полного разлада в семье.

Даже после того, как корыто теряло возможность исполнять свое прямое предназначение, его не выбрасывали. Ему находили множество применений: как крышка для ям или других ёмкостей, как ящик для рассады, в качестве санок.

Первые металлические корыта не прижились в хозяйстве, они быстро ржавели и приходили в негодность. В 1742 году француз Поль Жак Малуэн изобрел метод горячего цинкования. Это позволило значительно продлить срок службы, но цена была слишком высока и по этой причине даже в начале XX века металлическое корыто редко встречалось в деревнях.

Корыто в фольклоре и традициях

В иносказательных смыслах корыто использовали в самых разных вариантах. От чего-то простого и некачественного, как например, сохранившегося до наших дней названия старого корабля корытом, до возвеличивания его до сравнения с землёй матушкой. Вот стародавняя загадка: на дереве цветы, их птица срывает и в корыто бросает, цветов на дереве не уменьшается и корыто не наполняется. Хоть сейчас мало кто догадается, но речь о круговороте жизни и смерти, цветок — человек, птица — смерть, корыто — земля, в которую хоронят. Сколько похоронят, столько новых родится.

Вот ещё одна загадка: несут корыто, другим покрыто. Здесь просто — ответ «гроб». Так и в действительности у некоторых народов случалось, например, у сербов было принято хоронить детей в корыте, закрытом сверху доской.

Если невеста оказывалась гулящей, то ее с плохо воспитавшей и недосмотревшей матерью сажали в корыто, провозили по всей деревне и сбрасывали в канаву с водой.

Другие народы использовали его для лечения болезней: накрывали больного корытом и били над ним посуду, считалось, что хворь испугается и сбежит. В Белоруссии же аналогичным способом помещали больного под корыто, но сверху прогоняли стадо свиней, чтобы те унесли болезнь.

В литературе корыто часто встречается в иносказательном названии человека неудачника, с плохим образованием и примитивными запросами. В качестве примера можно привести фамилию Неуважай-Корыто, которую использовали Гоголь и Салтыков-Щедрин. И, конечно, самая известная метафора Пушкина со старухой у разбитого корыта.