Колыбелька

14 февраля 2023

История колыбели уходит в глубину веков, уже невозможно установить, кто первым сколотил подвесную детскую кроватку своему малышу. Одно можно сказать точно — это огромная часть народной культуры, так как с этим предметом связана масса верований, суеверий, а отсюда и правил использования люлек, зыбок, колысок, качалок, баюколок и тому подобных приспособлений, которые все известны сейчас под названием колыбель. Как бы они не назывались, задача у всех была одна — убаюкать малыша.

Виды и устройство колыбелей на Руси

Колыбели, дошедшие до наших дней, созданы из разных материалов и имеют разную конструкцию. Но все они изготавливались подвесными. Выделяют следующие основные разновидности:

  • овальный или прямоугольный лубяной короб, дно которого сплеталось из пеньковой веревки или лыка в виде сетки;
  • прямоугольный деревянный ящик, сужающийся к низу и сколоченный из досок или выдолбленный из цельного куска ствола;
  • прямоугольная рама, обернутая прочной тканью;
  • плетеная корзина из лозы, льна либо соломы.

Для зыбки использовали лубок, камыш, сосновую дранку, кору липы. А вот осину не применяли никогда, считалось, что в ней ребенок не будет защищён от нечистой силы и он может умереть.

Колыбель не случайно подвешивали, это имело вполне практичное обоснование. Малыш нуждался в защите от холода и сквозняков, а вися в воздухе, на него не дуло из-под двери, теплый воздух от печи шел вверх и согревал его. Крепили колыбель на верёвке к длинной и гибкой жерди-очепе или к кольцу, которое выбивалось в одну из опор потолочной балки.

Такую кроватку для первого ребенка часто делал сам отец, а потом она переходила от одного ребенка к другому и ее даже могли передать по наследству. Уничтожали ее в одном случае — если младенец в ней умирал. В противном случае, они могли служить нескольким поколениям семьи более 200 лет, о чем свидетельствуют проставленные даты рождения детей на отдельных музейных экспонатах.

Традиции и их сакральный смысл

В разных регионах России колыбель называли разными наименованиями: люлька, качалка, зыбка и прочими. Все слова происходили от слова «укачивать». К примеру, колыбель — колебать, зыбка — старое слово зыбить с тем же значением и так далее. Отсюда же пошло название колыбельной песни, но в давние времена ее смысл был не просто убаюкать, но и защитить от болезней и недобрых сил.

Обязательным атрибутом люльки был полог. Он не просто уберегал ребенка от солнца и насекомых, но и отводил взгляды посторонних лиц, которые могли сглазить или целенаправленно навести порчу. Ткань полога покрывалась сакральной вышивкой и кружевами, а в бедных семьях подбирали просто красивую ткань, часто со старой одежды, например, сарафана. Для этой же цели защиты от злых сил и помыслов под солому, матрасик или пуховую перинку клали иконки, крестик и разнообразные обереги.

Новая колыбелька создавалась с любовью и молитвой, если заказывали кроватку кому-то на стороне, то человек обязательно должен был быть добрым. Люльку не допускалось ломать, жечь или как-либо переделывать, так как это могло повредить младенцу. Не допустимо было качать пустую колыбельку, чтобы ребенок в ней хорошо спал.

Плетеные колыбельки было удобно брать с собой на полевые работы. Ее можно было подвесить на ветку, а укачивал ребенка ветер. Для развлечения в люльку вешали погремушки из сушёного бычьего пузыря с зерном, разноцветные деревянные ложки и яркие лоскуты ткани.

Дети спали в колыбели приблизительно до двух лет, то есть пока их кормили грудным молоком или до тех пор, пока не рождался следующий. С этого момента ребенок переселялся на полати. Выселить с привычного места ребенка помогал специальный фокус: кто-то из мужчин наряжался в вывернутый тулуп, цепляли ему бороду, вручали клюку. Он забегал в дом, хватал колыбельку и скрывался. Ребенку говорили, что Бука унес его кроватку своего ребенка укачивать. Чаще всего прием срабатывал.