Ворошиловский стрелок: не только нарицательный термин, но и почетная награда
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
| Тел.: | +7 925 505-49-69 +7 926 128-38-56 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
Подарки — неотъемлемая часть человеческой жизни. Они могут принимать самые разные формы и...
Современные ручки пришли на смену перьям, которые долгое время были основным инструментом для...

Творчество дает возможность перенести свое видение мира на материальные формы. Удивительное свойство искусства в том, что оно способно консолидировать политику и культуру, пронеся через века частички истории отдельных государств, которые возможно уже и не существуют. Характерный пример тому ушедший в прошлое СССР и хранящая о нем память продукция Киевского экспериментального керамико-художественного завода.
История возникновения и развития производства
По завершении Гражданской войны руководству молодого государства приходилось создавать все заново. Выпуск фаянсовой и фарфоровой продукции начал увеличиваться, но вопрос подходящих для керамики красок в необходимых объемах и по умеренным ценам стоял весьма остро. На территории УССР эта проблема оказалась в ведении треста «Укрфарфорфаянс». В связи с этим 3 мая 1924 года создали мастерскую (лабораторию) по созданию керамических красок на базе местного сырья. В штат входило всего три человека, но уже к концу августа насчитывалось 19 работников под руководством профессиональных химиков-технологов и художников, специализирующихся на керамике. Официальным началом работы считается 17 сентября 1924 года, а первую партию красок выпустили уже через 3 месяца.
Постепенно осваивали новые технологии и ассортимент продукции расширяли: в июне 1925 года начали производство деколей, в это время в промышленность поступало 29 оттенков подглазурной краски и три люстра. Если говорить об объемах, то по отчетности за 1925-1926 годы лаборатория со штатом в 31 человек производила почти 4 тонны керамической краски, а к 1930 году объем вырос до 96,5 тонн. Штат увеличили до 63 человек и в следующем году уже выпускали 40 оттенков в объеме 121 тонны. С этого времени мастерская получает более высокий статус, ей присваивают название «Киевская фабрика красок и декалько».

В 1934 году происходит объединение нескольких родственных структур в одну. Экспериментальный керамический завод Укрфарфорфаянстреста включил:
Новое предприятие специализируется на производстве фаянса и фарфора. Развитие происходило в двух направлениях: одно из них было связано с технологиями производства сырья, красочных и эмалевых покрытий, а также соответствующего оборудования, а второе — с совершенствованием художественного оформления, охватывающего всю республику. Для решения этих задач привлекались ведущие молодые мастера в области технологий, графики, гравюры и других видов изобразительного искусства. С 1939 года этот экономический субъект получил известное название Киевский экспериментальный керамико-художественный завод (сокращённо — КЭКХЗ).
С началом Великой Отечественной войны оборудование и документы вывезти не успели, поэтому за время немецкой оккупации все было уничтожено пожаром. Когда город освободили в 1943 году, то те, кто выжил, немедленно занялись переоснащением предприятия и восстановлением технологий. Главной задачей было наполнить рынок бытовой посудой, но параллельно развивалось направление скульптуры. Стандарты были снижены, где только можно, к примеру, кварц заменили обычным песком, а печи работали на дровах. В связи с нехваткой профильных специалистов к декоративному оформлению привлекали народных мастеров, в результате была образована соответствующая школа при заводе.

Другие специалисты сосредоточились на изысканных изделиях в восточном стиле, который сейчас называют «шинуазри», на отдельных предметах стали изображать портреты общественных деятелей и исторических личностей, создавали авторский фарфор. Развивались направления в стиле сталинского ампира, однако эти предметы сейчас относятся к области раритетов, так как во время развенчания культа личности Сталина большинство из них было уничтожено и сохранилось лишь на фотографиях. Посуда, вазы и скульптура того времени получали соответствующие имена: «Победа», «Советский Киев» и подобные. Эти образцы отправляли на выставки, размещали как экспонаты в музеях и активно использовали для оформления различных общественных заведений.
Постепенно КЭКХЗ выходит на ведущие позиции в СССР. Изделия завода с успехом выставляли на международном уровне в странах Европы, Азии, Южной Америки. Одновременно проводили автоматизацию процессов, проводили эксперименты с тонкостенным цветным фарфором, использовали в декоре кружево и драгметаллы, а работники повышали квалификацию с использованием зарубежного опыта, в том числе на заводах Чехословакии. Все было направлено на повышение качества и увеличения объемов выпуска. В итоге в 1960-х годах продукция КЭКХЗ не только покрывала внутренние заказы, но и на должном уровне вышла на международные рынки, уезжая в Великобританию, Германию, Испанию и другие страны. Общее количество художников завода в те годы составляло 15 человек, а за форму отвечали 4 скульптора.

В 1964 году КЭКХЗ переезжает в новые модернизированные цеха, где вместе с 250 действовавшими работниками уже помещается 800 человек. Число персонала росло с каждым годом, завод развивался, давал рабочие места и обеспечивал другие заводы красками и деколями, а население красивой и нужной продукцией вплоть до 1993 года. С началом приватизации предприятие получило название ОАО «ДЕФФА». Ассортимент оставался прежним: посуда и бытовые столовые приборы; скульптурные композиции; вазы, сувениры и прочие предметы интерьера. Большая доля уходила на экспорт. Продолжали выпускать краски и расширили ассортимент стеклянной тарой (ликеро-водочные бутылки из фарфора).
Как и многие фарфоро-фаянсовые производства, завод не выдержал конкуренции с Китаем и остановил деятельность в 2006 году, а уникальная коллекция фарфоровых изделий исчезла в неизвестном направлении. Но это был не конец: в 2012 году на базе его мощностей создали фирму «Киевфарфор», однако, что сейчас происходит на этом предприятии, не известно.