Карелия: золотое шитье Беломорья

29 ноября 2022

Золото шитья Беломорья невозможно перепутать ни с каким другим, также отличаются стили шитья у каждой народности. Конечно же, любые одежды, расшитые золотом, ассоциируются у большинства людей с духовенством и это неспроста: оно изначально шло из Византии с приходом на территорию Руси православия. Постепенно золотым шитьем стали украшать и наряды обычных людей.

Технологии и материалы

На месте теперешнего города Беломорск золотое шитье получило значительное развитие в XVII веке, но начало такой традиции скорее всего заложено в XV веке, а возможно и намного ранее. В те времена на этой территории размещались Сумский Посад и село Сорока. На территории тогдашней Олонецкой губернии изделия с драгоценной вышивкой изготавливали часто на территории монастырей, работа была весьма трудоемкой и требовала усидчивости и огромного терпения.

Название «золотое шитье» и профессия «золотошвейки» пошло от изначально натуральных золотых нитей, которым расшивали роскошные одежды. Металлическую нить сложно протянуть сквозь полотно, поэтому мастерицы придумали особую технологию: нить укладывали впритык поверх ткани, создавая нужный узор, после чего аккуратно закрепляли шелковыми нитками. Такую технику назвали «вприкреп». Это похоже на вышивку гладью.

Используются различные техники, а именно:

  • с применением витейки: шёлковая или льняная нить, на которую накручивали золотую проволоку;
  • бить — неширокая золотая полоса;
  • канитель — спираль из золота;
  • золотая фольга.

Укладывают с использованием разнообразных типов швов: литого и литого с расколом, двойного сложного, «бабьего», «гусем», волнистым, «денежка», «ягодка», «пёрышки» и множеством других с не менее художественными названиями. Техника «по карте» предполагает твердую подложку из бересты, а позже картона, или мягкую из ниток или фетра. Золотая нить укладывалась по верху, чем создавался объем. Для украшения могли применять дополнительно пайетки, жемчуг или бисер.

Значительно позже была придумана технология создания золоченых нитей, которые сверкали не меньше настоящего металла, но фактически содержали всего 2-3% золота. Современные мастерицы и вовсе используют металлизированные и лавсановые нити драгоценных металлов. Но технологии остались прежними и воспользоваться ими может любой желающий, теперь это не тайна. В древние же времена искусство передавалось исключительно внутри семьи. Золотошвейки были чтимы своими соплеменниками и каждую знали далеко за пределами своего поселения.

Что расшивали золотом?

Золотым шитьем украшали атрибуты для волос, перевязки, кокошники, платки и другие головные уборы. Платья и другую одежду также оформляли золотом, но это уже было совсем роскошью, доступной избранным. Такая одежда была для праздников и торжественных случаев. К примеру, на одном из повойников (женский головной убор) обнаружили надпись: «Два рубля с полтиной». Это были существенные деньги на те времена. Для справки, на один рубль в те времена можно было приобрести 218 килограммов ржаной муки или 27,3 килограмма масла, три больших осетра или одного бычка, за эти же деньги отдавали 100 куриц или 5-8 овец. За рубль можно было купить соболиную шубу и осталось бы ещё на сапоги. Так что мастерицы неплохо зарабатывали своим трудом. Был и бартер, есть свидетельства, что меняли напрямую на хлеб и заморские товары.

Современная история

В начале XX века промысел чуть было не был полностью утрачен. Несколько энтузиастов взялись за возрождение старинной северной поморской вышивки чуть больше 20 лет назад. По крупицам собирали сохранившиеся предметы для музея, разбирались в технологиях, основали музей-мастерскую «Рукоделия Поморья» при Центре поморской культуры. Несколько мастериц и их ученицы создают шикарные сумки, шкатулки и даже бижутерию, национальные костюмы для ансамблей и наряды частным лицам под заказ. Вышивка в каком-то роде стала символом республики Карелия, так как праздничный головной убор или рубашка в принципе немыслимы без национального орнамента.