Статуэтки-миниатюры: зарождение и существование моды на декор
Скульптура в своем миниатюрном виде существует достаточно длительное время. Направление...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Скульптура в своем миниатюрном виде существует достаточно длительное время. Направление...
Футбол — это отдельный мир со своей историей, в которой было немало курьезов и интересных...
Не только у людей есть день рождения, оказывается такой день отмечают и для кофемолки 3 апреля....
В Карелии вышивка разнообразна. Сколько народов, столько и вариантов этой традиции. Южные поселения отличались богатством красок и узоров, северные были проще. Особенно узнаваема красно-белая заонежская вышивка льном и хлопком. Она пришла на Заонежский полуостров с переселенцами Великого Новгорода, но север наложил на нее свою лаконичность и строгость. Другие цвета, черный, синий, жёлтый, использовались точечно и крайне редко.
История и развитие
Первыми, кто начал вышивать в таком стиле, стали жители Хашезеро. Остатки расшитой узорами одежды обнаружены в могильниках XII-XIV веков. Красители для ниток тогда использовали самодельные: ольховая кора давала красно-коричневый оттенок, но он был не слишком ярким. Только в XIX веке появились устойчивые и красочные анилиновые красители. Основой для вышивки служило домотканое льняное полотно, а если удавалось приобрести хлопок, то это был чаще всего красный кумач, но такие изделия попадались редко.
Вышивали по счету (по количеству нитей) и по намеченным контурам. Самой древней была двусторонняя вышивка. «Досюльный» шов обеспечивал полную идентичность обеих сторон ткани, но вышивальщицам приходилось тщательно продумывать каждый стежок. Чаще всего такую вышивку можно увидеть на полотенцах и женской одежде.
Ещё использовали тамбурный шов. Он является комбинацией вышивки с вязанием, так как выполняется крючком, формируя объемную «косичку», к примеру, по краю постельного белья, полотенец, рубах. Эту же технику использовали в более сложном варианте «тамбур по филе» — вышивка по нарисованному контуру в тон ткани, после чего из ткани извлекались нити, а оставшиеся перевивались льняной нитью. Этот узор широко использовался для обрамления края постельного белья и обрядовых полотенец.
Отдельным типом счётной вышивки было шитье крестом. Он появился только к началу XX века. Использовали такую вышивку для растительных орнаментов и жанровых сюжетов на одежде и другом текстиле для дома.
Самые старые из найденных изделий содержат простые геометрические фигуры, кони и птицы, идущие из языческих традиций. Эти узоры повторялись веками, образцами служили вещи предков. Позже начинают включать изображения людей, животных и растений. Часто диковинных, изображенных по рассказам забредших путников, поэтому они мало походили на оригиналы.
Можно встретить обрядовые рисунки, например, женщина, ведущая коня. Что точно означал каждый из них уже никто не скажет, можно только предполагать связь с традиционными средствами выживания: заклинаниями погоды, плодородия, защитой от болезней и тому подобное.
Традиции древности
Вышитыми узорами было покрыто буквально все в доме. Считалось, что эти символы по ткани защищали жилище от злых духов. Ни один обряд не обходился без полотенец с определенными орнаментами. Также вышитые полотенца служили первыми календарями, по которым вычисляли время посева, сбора урожая и многое другое.
Девочек начинали обучать вышивке примерно с пяти лет. Это было обязательным, так как к моменту замужества они должны были приготовить себе приданое. Рамки для вышивки даже брали с собой в гости к подругам и родственникам, чтобы время не терять и показать свое мастерство. Уровень рукодельницы был главным критерием ее выбора как невесты, только полотенец нужно было 40 штук. Из них организовывали целую выставку для сватов. Себе надо было приготовить свадебный наряд, для свёкра и деверя преподнести в подарок богато вышитые рубахи и вообще подготовить текстиль и одежду на много лет вперёд.
Современность
Спрос на вышитые изделия в начале XX века был большой. Благодаря участию в международных выставках были налажены поставки в Европу, в частности, Великобританию и Францию, также ценители нашлись за океаном — в США и Канаде.
Даже советская власть решила не разрушать традиции, а перевести промысел с уровня домашних хозяйств на уровень организованного труда. Так начала в 1929 свою деятельность артель «Хашезерская вышивка», в которую включили около 400 мастериц из 10 деревень. Лучших мастериц привлекали к выполнению госзаказов для выставок всесоюзного и международного уровня. Во времена советско-финской войны 1939-1940 годов все имеющиеся цеха были разрушены оккупантами, мебель и станки вывезли. Постепенно после войны образовалось четыре предприятия народных промыслов.
Сейчас из них сохранилось только одно, известное под названием «Карельские узоры» в Медвежьегорске. Здесь собраны традиции со всех окрестных деревень, создан огромный каталог узоров. Пяльцы или как их называли в Карелии «пяла» уходят в прошлое. Заонежские мастерицы теперь сидят за специальными машинами. Конечно, вначале все контуры узоров переносят на ткань с бумаги вручную. Старинные узоры с начала истории дополняются новыми мотивами. И несмотря на значительные изменения в нашей жизни потребность в красоте остаётся и продолжает радовать людей.