От музыки до архитектуры: неизвестные грани камертона

6 января 2025

Многим камертон известен как прибор, определяющий эталон высоты звука. Он используется для настройки музыкальных инструментов и постановки голоса певцов. Стандартом частоты звука в настоящее время служит 440 Гц (звук ноты «ля» первой октавы). Однако мало кому известно, что этот инструмент также применялся для обработки камня и других твердых материалов. Некоторые исследователи предполагают, что в древние времена, например, в Древнем Египте, именно звук камертона мог служить средством перемещения огромных глыб на значительные расстояния и их идеальной укладки в строениях.

История изобретения

Название «камертон» происходит от немецкого Kammerton, что переводится как «комнатный звук». По официальной версии, в 1711 году придворный трубач Джон Шор изобрел это устройство для фиксированной настройки звука на частоте 419,9 Гц, используемого в камерной инструментальной музыке. Позднее эталон изменялся в сторону повышения; к середине XIX века частота колебалась между 453 и 456 Гц. Утверждение величины как общепринятого международного стандарта произошло только в 1885 году — 435 Гц. В Российской империи близкая к этой норме частота 436 Гц применялась с конца XVIII века. Современный стандарт 440 Гц был принят в 1936 году.

В наши дни настройку симфонического оркестра чаще производят по деревянному духовику «гобой», звук которого не зависит от температуры окружающей среды. Когда в оркестре присутствует рояль, именно он становится эталоном звука. Однако само фортепиано, как и прежде, настраивают по камертону. Это устройство также служит для настройки струнных, духовых и других видов инструментов. Иногда для усиления звука прибор помещают в резонатор — деревянный ящик без одной стенки с длиной в четверть звуковой волны. Причем не всегда камертон настроен только на одну ноту; некоторые виды позволяют переключать частоту на разные высоты, что упрощает настройку.

Существуют несколько разновидностей камертона.

  • Классический — U-образный металлический стержень с шариком на противоположном конце рукоятки; для извлечения звука нужно ударить чем-нибудь твердым.
  • Духовой — несколько трубочек из металла или пластика, в которые необходимо подуть.
  • Язычковый (гармонический, хроматический) — круглый корпус с планкой и регулировочным диском для переключения на разные звуки нот.
  • Электронный (тюнер) — заключенный в небольшой корпус генератор низкой частоты, собранный на транзисторе по определенной схеме; допускается регулировка частот под каждую ноту.

Камертоны используют не только в музыке, но и в медицине. Отоларингологи, ортопеды и неврологи применяют его для проверки проводимости тканей человека и контроля реакции на раздражение вибрацией. Некоторые заболевания могут быть выявлены именно с помощью такого устройства. Кроме того, своеобразные камертоны широко используются в лечебных целях.

Как править камень звуком

Выше приведена официальная версия возникновения прибора. Многие исследователи сходятся во мнении, что аналогичные устройства существовали еще во времена древних кельтов и фараонов. Предполагается, что их использовали для резки и сверления камня. Сохранились наскальные изображения древних камертонов и молоточков больших размеров. Рядом размещены агрегаты, которые считаются акустическими приложениями, усиливающими эффект. Вероятнее всего, для изготовления использовалась бронза как идеальный резонатор.

Иные материалы, даже такие металлы как медь или железо, не подходят. На стенах пиктских и кельтских башен, а также египетских пирамид сохранились узоры, объясняющие принцип действия и сохраняющие изображения отдельных приборов. Их назначение становится понятным только современным ученым. Интересно, что древние рисунки столь разных народностей (кельтов и египтян) весьма схожи, отличаясь лишь деталями настройки основной резонирующей вилки.

Сверление камня отличается существенной сложностью, особенно таких твердых пород как гранит. Необходим алмазный наконечник и постоянное охлаждение; это занимает много времени. Бурение звуком за счет вибрации происходит намного быстрее и экономичнее с точки зрения расхода энергии. Интересно отметить, что этот прибор напоминает трезубец Нептуна — бога Атлантиды — который встречается в мифах и легендах и часто поражает врага на расстоянии. Обратная часть посохов фараонов также напоминает камертон.

Тайна перемещения камней весом в несколько тонн на большие расстояния до сих пор не разгадана полностью. Современным ученым удается удерживать в состоянии левитации только небольшие и легкие предметы. Многие сказания указывают на то, что основной движущей силой, ломающей законы гравитации, был звук. Только после утраты этой технологии использование камней весом от 10 до 500 тонн прекратилось; вместо них начали применять мелкие и менее обработанные блоки. Таким образом, то, что нам кажется чудом — это просто утраченные знания и методики.