Фарфор Гарднера
В XVIII веке в России импортный фарфор был в моде и стоил огромных денег. Себестоимость сама по...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
В XVIII веке в России импортный фарфор был в моде и стоил огромных денег. Себестоимость сама по...
Подзорная труба в течение длительного периода использовалась не только моряками, но и...
В течение длительного времени считалось, что земля плоская, но в подобные утверждения Древние...
Не секрет, что в Советском Союзе дефицитом было почти все. Многие товары, в том числе и местного производства, люди в буквальном смысле доставали, в основном через спекулянтов. Сегодня это не укладывается в голове, но, тем не менее, так и было. Разумеется, что некоторые люди жили, ни в чем себе не отказывая. Таким сразу вешали ярлыки: «Состоятельный человек», «Умеет крутиться», «Со связями».
Домашний интерьер
О достатке судили по домашней обстановке, например, по телевизору. В шестидесятые годы это чудо техники встречалось в лучшем случае в каждой десятой квартире. К концу семидесятых годов телевизоры были уже почти в каждом доме, но только черно-белые, и о достатке судили по наличию цветного «Электрона» или «Рубина». Лишь самые богатые, а это партийные деятели, артисты и спортсмены, могли себе позволить себе японский аппарат. Дело в том, что такую крупногабаритную технику было невыгодно везти обычным спекулянтам. Вплоть до распада страны все довольствовались отечественными телевизорами.
Другое дело техника поменьше, например, видеомагнитофон, который был символом богатства. Еще бы, даже подержанный аппарат в комиссионном магазине стоил до двух тысяч рублей — в десять раз больше средней зарплаты по стране. Однако купить «видак» — это только половина дела, надо было где-то находить видеокассеты, которые тоже стоили недешево. Мало того, за самые интересные творения зарубежного кинематографа можно было получить статью, а ведь ради таких фильмов и покупали видеомагнитофоны.
После телевизора и видеомагнитофона шла аудиотехника. С этим, кстати, советская промышленность более-менее справлялась. В шестидесятые годы были популярны радиолы, в семидесятые — катушечные магнитофоны, в восьмидесятые — кассетные. Аппарат советского производства можно было купить за одну зарплату. Совсем другое дело — записи: вначале пластинки, потом кассеты с зарубежными исполнителями. Наличие таких говорило о том, что человек «разбирается» в музыке, он «современный» и умеет их «доставать». Впрочем, в восьмидесятых годах в Советский Союз стали проникать магнитофоны японских производителей, которые ставили на самое видное место, чтобы подчеркнуть достаток. Интересно, что в то время китайская промышленность уже вовсю штамповала низкокачественные подделки, но советский человек клевал на «западный» дизайн и надписи латиницей на корпусе.
Еще о достатке в доме говорила стиральная машинка, и даже не автомат, а самая простая, поскольку без нее женщинам приходилось использовать гофрированную доску. Когда стали поваляться первые «стиралки», они были настоящей мечтой любой хозяйки. Купить «стиралку» было непросто — промышленность СССР не справлялась. Приходилось стоять в очереди или покупать у спекулянтов, а те продавали в три дорога. Счастливым владелицам «Вятки» завидовали все гости. Гордостью квартиры советского гражданина также был шерстяной ковер и стенка с зеркальным баром.
Продукты питания
Статус человека и его положение в обществе показывали и продукты. Разумеется, что лучшее держали для особенных случаев, когда в дом придут гости: хороший сыр, копченая колбаса, дорогой алкоголь, заграничный шоколад, экзотические фрукты — далеко не каждый видел это на своем столе каждый день. Партийцы, дипломаты могли купить эти товары, но для простых людей они были недоступны. Для элиты печатали специальные каталоги, а деликатесы она покупала в специальных точках. Дорогие, а тем более заграничные продукты питания никогда не везли в обычные гастрономы.
Автомобиль
Бесспорный признак роскоши — это личный автомобиль. Владельцам «Жигулей» завидовали почти все. Конечно, самой желанной была «Волга», но позволить ее себе могли только единицы. Машинами попроще были «Москвич» и «Запорожец». Мало было просто накопить денег, будущий автовладелец должен был отстоять в очереди несколько лет. При этом брали то, что давали. Дошел до конца очереди — купил третью модель «Жигулей» белого цвета и забирай. В восьмидесятые годы самым шиком считалась «Восьмерка» или «Девятка». На этих машинах обычно ездили молодые кооператоры, бандиты — все те, кого называли крутыми.
Однако элита все же предпочитала западный автопром. Звезды эстрады, актеры, дипломаты и партийные деятели находили способ привести в страну «Мерседес» или «Ситроен». Встречались такие машины только на улицах Москвы и Ленинграда. Очень редко иномарки появлялись в областных центрах. Западные машины притягивали взор простых советских граждан. Стоило такому автомобилю остановиться — вокруг сразу появлялись любители поглазеть на чудо-машину.
Хорошая одежда
Это был еще один признак богатства. Американские джинсы — мечта любого молодого человека. В те времена молодежь спорила, какие лучше: «Левис» или «Вранглер», как лучше стирать, как ухаживать, чтобы сохранить надолго. В наше время представить себе такие беседы просто невозможно, ведь джинсы это просто одежда! Народ попроще довольствовался вещами, произведенными в странах соцлагеря, особенно ценилась одежда из Венгрии и ГДР, а заграничную покупали специально для того, чтобы самовыразиться. Шиком считалась импортная обувь, у молодежи — спортивная. Даже несмотря на то, что в восьмидесятых годах в СССР открыли завод Adidas, кроссовки было не достать, каким-то чудесным образом все попадало в руки к спекулянтам.
Также важны были аксессуары к одежде, например, импортная металлическая зажигалка, желательно с логотипом знаменитого бренда. Однако зажигалка требовала соответствующих сигарет, тоже импортных. Те, кому повезло достать несколько пачек «Мальборо» или «Элэм», по понятным причинам не курили их дома, держали только для особенных случаев, чтобы шикануть. А женщины пытались дополнить образ редкой бижутерией и даже полиэтиленовым заграничным пакетом.
Чтобы стать ближе ко всем этим благам западной цивилизации, люди налаживали связи. Было модно иметь друзей, которые работают в сфере торговли или бывают в капиталистических странах. Люди старались находить работу в портах, в консульствах и в других организациях, которые были неким порталом в западный мир. Все вертелись как могли.