Как появилась канистра?

10 марта 2023

Когда в конце 18 века начали производить опыты по перегонке нефти и в результате очистки получили вначале керосин, а позже бензин, то такую легковоспламеняющуюся и резко пахнущую жидкость нужно было в чем-то хранить. Перевозка в бочках и бурдюках приводила к существенным потерям (вплоть до 80%). Нужно было что-то лёгкое, прочное и устойчивое к химическим веществам.

От ламп и фонарей к двигателям

До конца 19 века из продуктов переработки нефти самым востребованным был керосин, а бензин считался отходами. Его в ограниченных объемах применяли в качестве лекарства, например, для растирок, храня в стеклянных флаконах, или вообще уничтожали как могли: кто сжигал, а кто вообще сливал в водоемы.

Все изменилось с момента изобретения двигателей внутреннего сгорания, когда бензин нужно было продавать в больших количествах. Поэтому от продаж в аптеках перешли к первым АЗС. Это были несколько металлических бочек со шлангами. Но их было мало, на всю дорогу заправиться не получалось, так как бензин достаточно агрессивен. Необходима была соответствующая тара.

Плавности хода у автомобилей тех лет не было и в проекте, поэтому стеклянные бутылки часто разбивались и бензин вытекал. Компании, занимающиеся нефтепереработкой, стали заказывать у жестянщиков небольшие металлические бочки, которые с фирменным клеймом производителя бензина продавались на тех же заправках. Размеры и формы были самые разные, стандарта не существовало.

К 1920-м годам автозаправочные станции были уже в привычном нам виде с магазинчиками и туалетами. К этому моменту уже начала появляться военная техника с двигателями внутреннего сгорания, ее было мало, но то, что за ней будущее, было очевидно. В то же время любая техника без топлива — груда металла, поэтому для переброски на дальние расстояния, тем более по пересечённой местности, нужны были канистры.

Канистра с тремя ручками

Первыми, кто придумал надёжную ёмкость, были немцы. Существовавшие в 1930-х годах канистры, имели форму параллелепипеда из свернутого прямоугольником листа металла, к которому приваривались дно и крышка. Они часто текли, а особенно неудобной была ручка из толстой согнутой проволоки, при переноске узкий металл сильно врезался в руку.

В 1936 году в Германии был объявлен конкурс на лучшую модель ёмкости для топлива. Победила компания Muller, предложив прямоугольную ёмкость из двух штампованных листов с дополнительными крестообразными углублениями для жесткости, листы сваривали массивным швом. Объем был 20 литров, а вес самой канистры до 5 кг. Самым необычным новшеством были 3 ручки. Разработчик объяснил это тем, что нести ее можно как одному человеку за центральную ручку, так и двумя людьми за крайние, кроме того, пустые канистры так было удобнее нести по две в каждой руке.

Ещё одним новшеством был рычажный замок на горловине. Он был удивительно надёжен и даже при наличии определенного уровня износа резиновой прокладки не протекал. Новые канистры было удобно хранить за счёт стандартной прямоугольной формы, а скруглённые углы защищали от повреждений окружающие предметы и людей. Так как в те времена упор был на военные нужды, канистру красили в темно-зеленый цвет.

Удобство оценили и приняли за стандарт. С началом массового использования в военных действиях наличие нескольких полных топливом канистр на танке давало значительное преимущество. Немцы это понимали и с самого начала ввели жёсткую отчетность, утеря серьезно наказывалась.

Американцы смогли получить образец благодаря своим личным связям только в 1939 году и оценили не сразу, а когда приняли в производство, решили сэкономить на толщине металла стен и швов, и оставили свою завинчивающуюся крышку, что естественно сказалось на качестве. Англичане захватили трофейные канистры в 1940 году и немедленно начали производство полного аналога.

Единственным недостатком такой ёмкости и ее слабым местом выступало дно. За счёт истирания краски с нижней стороны оно начинало ржаветь. Разумеется, на фоне всех остальных достоинств это было несущественно.