Как любитель металлолома стал создателем статуэтки французского «Оскара»

27 марта 2023

Даже люди, которым неинтересна киноиндустрия, знают о престижной французской премии «Сезар». Речь пойдет не о счастливых ее обладателях, не о лучших нарядах на красной дорожке и даже не о закулисных скандалах. Премия «Сезар» названа так в честь талантливого скульптора, который создавал свои шедевры весьма необычным способом — давил прессом старые автомобили и превращал металлолом в шедевры. Это история художника и скульптора Сезара Бальдаччини.

Великий человек даже родился в праздничный день и в необычном месте. Родители Сезара были итальянскими иммигрантами, владели собственной винодельней и баром в Марселе. Родился будущий гений в новогоднюю ночь 1921-го года прямо в баре своих родителей, когда жители Марселя с вином праздновали Новый год.

Мальчик ходил в обычную школу, но родители обратили внимание на тягу к рисованию у сына, и в двенадцать лет он поступил в Изящную школу искусств в Марселе. В возрасте семнадцати лет Сезар стал студентом Национальной школы изящных искусств в Париже. С юных лет мальчик был постояльцем увеселительных заведений французской столицы, которые стали неотъемлемой частью его жизни. В поисках помещения, где можно было бы оборудовать мастерскую, Сезар обошел чуть ли не весь Париж. Совершенно случайно ему недорого предложили свободную комнату в борделе. Говорят, что за это молодой художник оформил несколько комнат заведения совершенно бесплатно.

Свой уникальный стиль создавать скульптуры из металлолома Сезар открыл только в начале 1950-х годов. В те же годы он перестал использовать фамилию при подписи работ, оставив только Сезар. Мастер был человеком экстравагантным, ярким, а по частоте упоминаний в прессе уступал только Сальвадору Дали, дружил с Пабло Пикассо и даже посвятил ему одну из своих скульптур. Вдохновляясь Пикассо, он создавал скульптуры насекомых, животных и обнаженных женских тел. Также скульптор был членом клуба «Новый реализм», который противопоставлял себя абстрактной живописи, теряющей в конце пятидесятых актуальность. «Новый реализм» часто сравнивают с поп-артом, представители которого тоже были ярыми противниками абстракционизма. Вот только «новые реалисты» считали себя последователями дадаизма, то есть они не были в полной мере реалистами, а включали в свое творчество только определенные объекты.

Сезар относился к художникам, которые противостояли обществу потребления, где производится все больше и больше вещей, отправляющихся на свалку, будучи еще в хорошем состоянии. Так у него появилась идея давить гидравлическим прессом металлолом, а именно автомобили, получая уникальные формы. Однажды он увидел, как на свалке уничтожаются машины. Сезар решил, что это прекрасная возможность создавать грандиозные работы совсем недорого. Однако самое главное, что он хотел показать — заставить людей задуматься о вещах. Многие критики говорили, что Сезар делает это не ради искусства, а чтобы о нем больше говорили. А он отвечал, что плевать хотел на мнение богемной публики, и в ответ создал компрессию из дорогих часов Cartier. Еще одной композицией Сезара стала скульптура из советского грузовика ЗИЛ, который подарила ему графиня Ноайская. Впрочем, довольно скоро ему пришлось не только смириться с «напыщенной публикой», но и распрощаться с бунтом против сверхпотребления и заняться дизайном ювелирных украшений — за это хорошо платили.

Одна из самых знаменитых работ Сезара — увеличенная копия большого пальца Pouce, которая стоит в парижском районе Дефанс. Потом появился еще один палец, но уже в Марселе. Третий большой палец Сезар изготовил специально для Олимпийских игр 1988-го года в Сеуле. Немало шума наделала пятиметровая скульптура Le Centaure — бородатый кентавр с человеческими и лошадиными гениталиями. Злобное существо держит в руке голубя. Сама работа создавалась, как дань уважения Пабло Пикассо. В 1983-м году кентавра установили на одной из площадей Парижа.

В 1974 году французский продюсер и журналист Жорж Кравенн предложил Академии кинематографических искусств организовать французскую кинопремию наподобие американского «Оскара». Кравенн лично обратился к Сезару, чтобы тот создал статуэтку в его знаменитом стиле компрессии металла. Кинопремию решили назвать в часть автора статуэтки. 3 апреля 1976-го года состоялась первая кинопремия «Сезар», которая ежегодно проходит по сей день. Больше всего премий (по десять) получали два фильма в истории — «Последнее метро» 1980-го года режиссера Франсуа Трюффо и «Сирано де Бержерак» 1990-го года режиссера Жан-Поля Раппно. В обеих картинах главную роль сыграл Жерар Депардье, который получил статуэтку два раза в истории французского кино. Больше всех получала премию «Сезар» актриса Изабель Аджани — шесть раз.

Самой грандиозной компрессией Сезара стала стена из спрессованных автомобилей. Общий вес композиции составил пятьсот тридцать тонн. Она была представлена на Венецианской биеннале в 1995 году.