Изразцовый промысел

15 марта 2023

Небольшие, художественно оформленные керамические плитки использовались для облицовки зданий и внутреннего убранства ещё со времен Древнего Египта, Ассирии и Вавилона. Первые найденные образцы относят ко второму тысячелетию до н.э. У нас идея прижилась, но была реализована по-своему, даже слово было придумано уникальное — изразец (старославянское «образец»). Наибольшее распространение изразцовый промысел получил в оформлении печей, а также использовался для теремов, дворцов и даже храмовых комплексов.

Появление ремесла на Руси

Начало производства изразцов относится к 10 веку и первые мастерские были основаны на территории Киева. Дату начала выпуска потребного типа керамики привязывают к основанию первого каменного храма на территории Древнего Киева, оформленного с их использованием.

Только спустя два века начали открываться центры производства в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Ярославле и других русских городах. На их территории найдено множество образцов многоцветных керамических плиток, покрытых прозрачной глазурью. Чаще всего распространение изразцового промысла связывают с распространением христианства.

В 17 веке существуют несколько направлений керамического промысла, выпускающих различные типы изразцов:

  • рельефные без глазури из красной глины (терракотовый изразец);
  • со свинцовой глазурью зелёного оттенка (муравленые);
  • со цветной глазурью (ценинные).

Муравленые изразцы были популярны в Ярославле и на территории Пскова. Сама технология началась с различных глиняных изделий значительно раньше, а название получила от «травы-муравы». На подобных изразцах часто изображали растительные мотивы, животных, с их помощью создавали различные надписи.

Полихромная техника цветной глазури получила название «ценинная». Считается, что впервые ее придумали московские мастера. Суть технологии сводилась к тому, что керамическую плитку обжигали в печи, после чего покрывали эмалью и подвергали повторному обжигу. Первые экземпляры чаще всего были в белых, зелёных, бирюзовых и жёлтых тонах, но со временем цветовая гамма значительно расширилась.

В 17-18 веках яркие разноцветные ценинные изразцы постепенно полностью вытеснили монохромную муравленую керамику в оформлении церквей и домостроений. Тематика дополнилась множеством сюжетных линий, включая мифические и сказочные персонажи, вроде птицы Сирин и русалок, а также религиозными сценами.

В начале 18 века Петр I привез в Россию кобальтовую технику из Голландии. Рисунок синей краской на белом фоне входит в моду наравне с цветной техникой. Для печей 18 века особенностью выступает практически уникальное сюжетное наполнение облицовки. Стандартными могли быть только отдельные рисунки на изразцах: букеты, вазы, фрукты и так далее.

Связь ремёсел

Изразцовый промысел тесно связан с гончарным делом, а также с резьбой по дереву. Последние создавали трафарет для плитки. Именно от него зависел объемный рисунок. Далее гончар уже мог слепить с использованием такой «пасочки» форму и закалить ее в печи. После этого требовался художник.

Со временем к таким работам привлекались не любые, а специально обученные мастера по росписи. Когда в моду стали входить плоские печные изразцы, резчики более не требовались, а вот уровень художественной росписи по белой эмали требовался более высокий. В настоящее время объемные изразцы создают с использованием гипсовых форм. Они проще и дешевле деревянных, а также хорошо забирают на себя влагу.

Важной частью технологии являлась обратная сторона изразца. У него была «ножка» — бортик с тыльной стороны, который позволял прикрепить его к печи с помощью проволоки. Такая технология обеспечивала выполнение нескольких задач:

  • прочность крепления (при высокой температуре ни один клей не выдержит и в конце концов плитка отвалится);
  • придание дополнительной прочности самому изразцу;
  • теплоизоляция — за счёт воздушной подушки о стену печи нельзя было обжечься в результате неосторожного касания;
  • равномерная теплоотдача — более продолжительное сохранение тепла.

Многим сохранившимся печам и каминам в музеях нашей необъятной Родины уже несколько веков, но красота и внешний вид таких сооружений не отличить от новых. Отдельно стоит отметить, ставшую востребованной в последнее время, экологичность. По этим причинам древняя техника сейчас возрождается и имеет все шансы получить новую жизнь.