Свердловский ювелирный завод
Мода на натуральные камни постоянна. Уральские месторождения отличаются благородными природными...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Мода на натуральные камни постоянна. Уральские месторождения отличаются благородными природными...
Для создания поделок бумагу использовали издревле. Отдельной категорией является папье-маше,...
Сейчас появилась масса настольных игр, правила которых не всегда понимает даже человек с высшим...
Для создания поделок бумагу использовали издревле. Отдельной категорией является папье-маше, данная техника позволяет мастерить самые разные предметы: от игрушек и украшений до мебели. В руках талантливого и опытного человека бумага превращается в шкатулки, рамки для фото, разные модели и прочие предметы.
Кроме того, применяются разнообразные техники и приемы. Название произошло от французского словосочетания papier mache, что дословно переводится как «делать бумагу», хотя на территории Франции до 16 века о такой технике даже и не знали. Считается, что изобрели папье-маше в Древнем Китае, ведь именно там была придумана бумага.
Особенности китайской продукции
Для получения жестких поделок на практически готовый предмет наносили лак. В ходе раскопок на территории Китая были выявлены очень старые предметы периода от 202 г до н.э. по 220 г н.э. Мастера брали за основу пульпу из целлюлозы. Изначально изделия малого размера формировали путем резьбы по древесине, далее выполнялось увлажнение и покрытие пульпой. Позже стали создавать коробки, игрушки и шкатулки. Вся продукция была декоративной.
Развитие направления в Стране восходящего солнца и Персии
Ближе к 8 веку искусство добралось до территории Персии и Японии. Бумагу использовали для производства масок, предназначенных для церемониальных событий, ими также украшали храмы. В 8 веке бумажные фигурки стали популярными после введения ограничений на дорогостоящие украшения и изделия для дома, многим пришлось использовать продукцию из бумаги или дерева. Японские харико были настолько совершенны, что не имели внешних отличий от предметов из слоновой кости или фарфора.
Постепенно появилась особая технология:
При сложной конфигурации делали две половины, далее соединяли с помощью клея. Сохранить нужную форму фигур позволяло наполнение бумагой.
Папье-маше в Европе
Развитие папье-маше в Европе началось в 18-19 веках. Франция была первой страной, где стали изготавливать различные поделки из этого материала. Вначале из папье-маше делали куклы, которые были лёгкими и удобными для передвижения на сцене. Вскоре эта техника стала популярной, и многие европейские предприниматели начали производить предметы из папье-маше, подражая японским образцам. Более того, техника была усовершенствована путём склеивания подготовленной бумаги в жёсткой форме под воздействием тепла, это делало изделия крепкими, как дерево.
Появление и развитие производства в России
На территории России папье-маше известность получило в эпоху Петра I (1682–1725 гг.), однако массовое изготовление продукции по данной технике развернулось только к концу XVIII в. Этому способствовал один человек — московский купец П. И. Коробов. В 1795 году в селе Данилково он организовал деятельность первой фабрики по производству изделий в технике папье-маше.
Предварительно Коробовым была освоена технология производства продукции из бумаги, изучены особенности использования лаков, для изучения опыта он съездил в Брауншвейг, пригласил на работу в Россию заграничных специалистов. Достаточно оперативно удалось получить нужные знания и умения. Работники выполняли основу из качественно уплотненных и насыщенных клеем картонных кусочков. С целью упрочнения их помещали во льняное масло, проводили тепловую обработку и досушивали в печи.
На начальных этапах работы выпускали коробы округлой формы и козырьки для пошива головных уборов. Большим спросом пользовались яркие табакерки. Размах направления был отмечен в 19 веке, к работе стали привлекаться одаренные живописцы. Весь 19 век фабрика сохраняла за собой первое место, опережая другие производства в России. Для получения качественной и красивой отделки роспись выполнялась с помощью пигмента на масляной основе. Наносили два либо три слоя, часто создавались крошечные копии популярных картин.
Ассортимент увеличивался, появились подносы, кошельки, стаканчики для мелкоштучных изделий, пеналы для размещения перьев, сигарницы, емкости для спичек, пресс-папье, копилки, игольницы, коробочки для конфет. Для украшения продукции ее расписывали разными узорами, бытовыми сценками, растениями, животными. К середине 19 века уровень российских мастеров опередил возможности известных специалистов в Европе.
Лаковые миниатюры Федоскино
Вторую фабрику основали братья Вишняковы на небольшом удалении от Данилковской. На начало 20 века они обе соединились и стали функционировать в качестве единого предприятия. Его прославили лаковые миниатюры, рабочие выполняли роспись продукции, используя сочные и яркие масляные краски. Изначально наружная часть подготовленного изделия покрывалась черным, а внутренняя красным цветом. Области для окрашивания затирали с помощью пемзы, обеспечивая матовый эффект, после чего раскрашивали, а далее покрывали бесцветным лаком в несколько слоев.
Продукция мастеров Палеха
В Палехе также производили изделия из папье-маше, но применяли немного другую технологию, используя картон в виде полос и пропитывая его мучным клейстером. Далее обматывалась основа или выполнялось прессование. Также для улучшения продукции добавляли пропитку из льняного масла. Для просушивания были специализированные камеры. Итоговую форму придавали с помощью наждаков, стамесок и шпаклевания. Когда было получено идеальное состояние, сушку повторяли. После нанесения грунта, использовали масляный лак и сажу, зачищали области для окрашивания пемзой, наносили краски и в заключении покрывали лаком в три слоя.
Для традиционной росписи применяли темперные краски, также использовали ценные металлы. И. И. Голиков был одним из прославленных художников, занимающихся росписью папье-маше. Он расписывал изделия по мотивам произведений А. С. Пушкина и русских народных сказок.
В результате работы мастеров и фабрик на рубеже 19-20 веков появилось множество красивых, роскошных и уникальных изделий, некоторые из них сохранились до наших дней.