Из истории театральных биноклей и моноклей

13 сентября 2023

Еще в античные времена, когда только-только начали появляться первые театры, люди искали способ сделать так, чтобы актеров на сцене было хорошо видно издалека. Для этого использовали специальную обувь на высокой подошве и большие маски с эмоциями на лицах актеров. Приблизительно в те же времена ученые уже начали изучать оптику, но прежде, чем увеличительные приборы стали использоваться в театрах, прошли сотни лет.

Естествоиспытатели античных времен знали о том, что, если смотреть через хрустальный шар, предметы казались ближе, чем они находились на самом деле. Этот опыт развил арабский ученый Абу Али Хасан Ибн-аль-Хайтам, который написал «Трактат об оптике» в девятом веке. Правда, до первых линз было еще очень далеко.

Первые увеличительные стекла появились в Италии предположительно в XII веке, а в XVI изобрели двухлинзовые устройства, которые могли наводить резкость и настраивать кратность приближения. Вообще история создания увеличительных приборов запутанная, во многих странах ученые работали совершенно независимо друг от друга. Были и те, кто конкурировал в этой сфере, устраивая подлоги, распространяя слухи мистического характера.

Между тем точно известно, что сильнейший рывок в этой области сделал Галилей. Его работа Sidereus Nuncius стала основой, именно Галилей описал правильный выбор стекла, метод его шлифовки и полировки. На основе этих технологий стала появляться оптика для медицины, астрономии, мореплавания и многих других сфер. Потом зрительные трубки в повседневном обиходе стали использовать плохо видящие и пожилые люди. И вот в конце XVII века произошла революция — оптический пробор стал модным аксессуаром для самых богатых господ. В те времена среднестатистический французский буржуа зарабатывал порядка двух сотен ливров в год, и столько же стоил самый простой лорнет. За прибор, дорого оформленный золотом и фарфором, надо было отдать тысячу ливров!

Словом «lorgnette» во Франции до середины XIX века называли все оптические приборы: подзорные трубы, монокли, складные очки и так далее. Точно так же одним словом «glass» (стекло) именовали все увеличительные приборы англичане. И это усложняет задачу историкам — им непросто разобраться в том, кто и когда какими точно прибором пользовался. Зато доподлинно известно, что увеличительные линзы помещали в самых неожиданных предметах, например, на полях шляп, в рукоятях тростей, табакерках. Самым интересным использованием линзы можно назвать веер. Линзу монтировали в ручку или в раздвижной экран. Это позволяло скромной, но любопытной светской даме наслаждаться каким-нибудь интересующим ее зрелищем, скрывая лицо за веером. Такие вееры были очень популярными при французском дворе. Известно, что юная королева Мария-Антуанетта обладала роскошным веером с линзой, украшенным бриллиантами и золотом.

Разумеется, что представители высшего сословия все эти трубки, вееры и трости также использовали для представлений в театрах. В театр приходили не только смотреть оперу или балет, но и глазеть на других зрителей. В 1740-х годах юная графиня Дю Монте писала в своем дневнике: «Едва я заняла место в театре, как увидела пару дюжин направленных на меня стекол. Я иногда появлялась в опере, где пользовались лорнетами, но здесь было какое-то бесстыдство».

Постепенно мода не лорнеты проникла в салоны и на улицы городов. Произошло это, когда английский конструктор Джордж Адамс создал устройство оправы в 1825-м году. Прибор стал обязательным аксессуаром любого уважаемого господина. Лорнет использовали и для флирта. «Предположим, вы желаете показать некой даме свое восхищение ее прелестями. Когда вы поднимаете лорнет, она догадывается, что произвела впечатление, и обращает внимание. Она решит, что благодаря стеклу вы высоко оценили не только детали одежды, но и то, что скрыто под ней», — писал в своем трактате по психологии и отношениям Франсуа Дерьеж. «Букетик фиалок, изящно вышитая косынка, флакончик с нюхательной солью и красивый оперный бинокль — с этими четырьмя вещами каждая дама должна появляться в театре», — писало модное французское издание Journal de Dames et de la Mode в 1820-х годах.

Как видим, подобные приспособления пользовались большим успехом. Популярности лорнета способствовали и другие причины. Считалось, что носить очки — удел немощных людей и стариков, поэтому представители аристократии и просто модники с проблемами зрения держали при себе лорнетку. В России при Александре I очки считались аксессуаром вольнодумцев и при дворе были под запретом. Что интересно, сам государь страдал близорукостью, но тоже пользовался исключительно лорнеткой, которую прятал под обшлагом мундира. А поскольку самодержец был еще и рассеянным, то он регулярно разбивал их. Одна из лорнеток Александра Павловича, правда, разбитая, выставлена в Оружейной палате.

Первый прибор, который можно называть биноклем, изобрел 1824-м году австрийский ученый-оптик и изобретатель Иоганн Фридрих Войгтландер. Он использовал рамки, чтобы соединить две трубочки в один прибор. И все же каждую трубку приходилось настраивать по отдельности. Уже через год французский изобретатель Жан Лемьер поместил специальное колесико для фокусировки между двумя трубками. Благодаря изобретению Лемьера трубки регулировались одновременно. Однако те бинокли обладали слишком длинными трубками, что было не совсем удобно и выглядело не особо эстетично.

Лорнеты XIX века страдали и от других серьезных недостатков: искаженного сферического изображения и неправильного преломления света по краям линзы, что создавало цветовые ореолы. В 1855-м году швейцарский ученый Петер Гинан изобрел новый метод механического размешивания стекломассы, что повысило качество линз. Решающее усовершенствование сделал инженер предприятия Карла Цейса Эрнст Аббе в 1871-м году, создав бинокулярную призму, позволявшую увеличивать до пяти раз без искажений и длинного корпуса. Кроме того, устройство Аббе умело наводить резкость и менять кратность увеличения. И вот к концу XIX века благодаря фирме Карла Цейса театральные бинокли и монокли стали точными и миниатюрными предметами. В это же время стремительно стала расти популярность именно биноклей, которые теперь были маленькими и позволяли смотреть обоими глазами.

Как и ранние, театрально-концертные оптические устройства в начале XX века украшались дорогими материалами: слоновой костью, золотом, фарфором, серебром и эмалью, ведь театры посещали еще только представители аристократии и буржуазии. Главным центром производства этой роскоши был Париж, где работали фирмы Lamaire и Bautain Brevete. Они снабжали театралов по всему миру изящными аксессуарами. Были свои предприятия и в Российской империи. В Петербурге на Невском проспекте располагался магазин оптических приборов собственного производства Ивана Урлауба. Урлауб изготавливал медицинскую технику, морские, полевые и театральные бинокли, а также лорнеты. А самое большое российское производство Трындиных находилось в Москве. Занимались оптическими приборами также мастера фирмы Фаберже. Их изделия отличались высоким качеством благодаря оптике Карла Цейса. Они выделялись дорогими материалами и уникальным дизайном. Покупателями биноклей Фаберже были самые состоятельные люди.

Эти приборы изготавливались на протяжение всего XX века. Были свои предприятия по производству театральных биноклей и в Советском Союзе. Повышалось качество и кратность зума, менялся дизайн. В продаже оставались классические варианты с богатым оформлением и позолотой и появлялись приборы в современном исполнении без излишеств. Такие вещички производятся и в наши дни, при этом, как и в былые времена, есть люди, которые покупают лакшери-аксессуары с золотом и драгоценными камнями. И, конечно, старинные бинокли и монокли — это предмет гордости многих коллекционеров, ведь в отличие от увеличительных приборов, которые использовались в других сферах, старинные театральные обладают изящным дизайном, передающим дух и настроение светской жизни прошедших эпох.