История создания факела для зимних Олимпийских игр 2014 года

17 апреля 2023

Если попытаться дать краткую характеристику дизайну подавляющего большинства Олимпийских факелов за всю историю игр, можно ограничиться тремя словами — «квадратиш, практиш, гут». Не удивительно, что во время подготовки к сочинской Олимпиаде дизайнеры преследовали цель создать что-нибудь этакое, как они сами говорили — с традиционным российским «подвывертом», а также сделать один из главных символов мероприятия максимально душевным.

Эта задача была поставлена перед Владимиром Пирожковым, который руководил центром инноваций AstraRossa Design, занимающимся разработкой дизайна факела для Олимпиады-2014.

Кратко о создателе

Господин Пирожков в свое время окончил Свердловский архитектурный институт. В 1990-е годы он вместе с семьей переехал в Ниццу, где работал с «отцом» биодизайна Луиджи Колани. Позже Мастер занимался дизайном интерьеров в компании Citroёn — именно он стал автором внутреннего убранства C3 и C3 Pluriel, С4 Coupe и С5. Он же был включен в команду специалистов, разрабатывающих дизайн для легендарного Citroёn C6 Lignage, на котором ездил французский президент Жак Ширак. Довелось Владимиру поработать и в европейском центре Toyota, в том его подразделении, которое занималось созданием «автомобилей будущего».

В 2007 году господин Пирожков получил предложение от Германа Грефа и возглавил AstraRossa Design, первой работой которого стал проект визуализации воздушного судна SuperJet 100. Что касается заказа на проектирование внешнего вида Олимпийского факела, то он, по словам дизайнера, свалился на специалистов центра, словно снег на голову. Нет, AstraRossa Design, конечно, подавал заявку на участие в соответствующем конкурсе, но особых надежд на победу никто не возлагал. Дело в том, что над дизайном факелов для предыдущих Олимпийских игр трудились настоящие легенды — Pininfarina и Bombardier. На их фоне маленькая и никому особо не известная российская компания смотрелась, по меньшей мере, смешно. Тем не менее, она все же отправила на конкурс свою работу, а уже через месяц поступил звонок из оргкомитета.

Стиль, душа и эргономика

Владимир обращает внимание читателей на тот факт, что в дизайне факела нет прямых линий, все они плавные, витиеватые, аутентичны, непохожи ни на западную, ни на восточную традиции. Корпус вылит из алюминия, а благодаря красным поликарбонатным вставкам, которые изнутри выкрашены в желтый цвет, создается эффект свечения. Цветовая гамма выбрана в соответствии с концепцией Олимпийских игр-2014: «Лед и пламень». В основу же дизайна лег известный в России сказочный артефакт — перо Жар-Птицы.

В процессе создания факела дизайнерам пришлось учитывать тот факт, что изделие должно обладать высокой степенью защиты от капризов погоды. Следовательно, важен был больший вес и при этом удобство, эргономика. К примеру, факел Олимпиады в Ванкувере весил 1,8 кг, но при этом на кадрах с мероприятия можно было заметить, что он болтается в руке спортсмена. В Турине факел был тяжелее, он весил больше 2 кг, но дизайнерам удалось достичь идеального баланса. Вот их российские коллеги сумели прекрасно сбалансировать свое творение путем перенесения центра тяжести поближе к ручке. Так они достигли оптимального сочетания минимальной массы и превосходной эргономичности.

Немного истории и традиций

Если отвлечься от темы создания факела, следует вспомнить, что зажигают олимпийский огонь 11 женщин-жриц. Для этого они используют параболическое зеркало, направляя с его помощью солнечные лучи. Зажигают не только факел, но и лампы, в которых огонь поддерживается на случай, если основной факел вдруг погаснет. К слову, такой казус произошел во время Олимпиады в Монреале в 1976 году, тогда пламя затушил сильнейший ливень.

Что же касается самой традиции, то своими корнями она достигает времен Древней Греции. Олимпийский огонь был символом великого подвига Прометея, который украл огонь у богов и передал его людям. После продолжительного забвения церемонию торжественного зажжения олимпийского огня возобновили в 1928 году и поддерживают до сих пор. Автором идеи о передаче огня выступил Йозеф Геббельс. Впервые эстафету провели в 1936 году, когда из Олимпии в Берлин факел несли больше 3 тысяч бегунов.

А что же внутри?

Создание дизайна — это половина дела: было важно, чтобы факел горел при любой погоде, а для этого пришлось привлечь к процессу лучших инженеров страны. Техническую «начинку» разрабатывали на Красноярском машиностроительном заводе (Красмаш). В конструкцию системы горения вошла горелка, газовый баллон и кран. Специалисты решили использовать для обеспечения горения пропанобутановую смесь в соотношении 80 к 20. Ею до половины заполняли баллон, идеально повторяющий форму корпуса. Давление в баллоне составляло 12 атмосфер.

По соображениям безопасности газ отбирался из жидкой фракции, для этого заборник-трубку опустили на самое дно. Когда открывался клапан, газ поступал в трубку испарителя, которая наматывалась на корпус горелки в виде спирали. Там он нагревался и обретал газообразное состояние, только после этого вырываясь наружу красивым ярким пламенем.