Ситцевый переполох: как индийский ситец покорил Россию и мир

10 февраля 2025

Ситец — это легкий хлопчатобумажный материал, украшенный печатным рисунком яркой расцветки. Хотя сегодня мы считаем его исконно русской тканью, на самом деле корнями он уходит в Индию. Именно там более 5 тыс. лет назад научились ткать материал из хлопчатника.

В Европе о ткани узнали в 13 веке благодаря крестовым походам и открытию торговых путей с восточными государствами. Широкое распространение в европейских странах она получила в 17 веке, когда ею стали активно торговать португальские, голландские и английские купцы. Позже таким же способом ткань попала в Россию.

Название ткани тоже имеет свою историю. Немецкие торговцы продавали ее под названием «zitz», а англичане как «chintz». А производной является индийское слово «chhita», в переводе означающее брызги или пятнышки. Естественно, что на Руси прижилось более удобно произносимое слово ситец.

Откуда на ткани появились узоры

Традиция украшать материал изысканными орнаментами также берет начало в Индии. Узоры наносились специальным пером, кисточкой и штампами из дерева. В качестве красок использовались натуральные растительные и животные красители, а с развитием химии при производстве стали использовать уже специальные химические красители.

Вначале узор на ткани получали следующим образом: изготавливали специальные доски манеры из твердых пород дерева, на поверхности вырезали орнамент и отпечатывали его на ткани. Если узор был цветным, то на каждый цвет использовалась своя доска. Именно отсюда рисунок получил название «набивной». В 18 веке для ускорения процесса печати и улучшения качества рисунки стали набивать с помощью металлических пластин и круглого валика.

Отличительные особенности ситцевых платков

С середины 18 века в России также было налажено производство ситца и открыто несколько крупных мануфактур в Москве, Петербурге и нынешней текстильной столице — Иванове. Вначале узоры заимствовали с восточных и европейских образцов. Постепенно в них стали добавлять свои орнаменты, более понятные и привычные для русского народа, заменив ими экзотические цветы, драгоценные камни и пейзажи. К началу 20 века насчитывалось около 800 образцов, которые активно воспроизводились не только на платках, но и на ткани для обоев и мебели.

У каждого платочного производства были свои отличительные узоры, которые впоследствии стали их визитными карточками.

  • Платки Трехгорной мануфактуры можно было узнать по широкой цветочной кайме и расположенными внутри букетами или ветками. Цветовая гамма была достаточно сдержанной.
  • Троицко-Александровская мануфактура производила кумачовые (красные) платки, на которых выбилась геометрические и восточные узоры. Число некоторых на одном изделии могло доходить до 40.
  • Шуйское производство отличалось изображением цветочных и «огуречных» орнаментов на черном фоне.

На платках нередко находили отражение знаковые события истории: коронации, война 1812 года, отмена крепостного права, 300-летие дома Романовых и многие другие. В советское время цветы стали вытеснять изображения серпа и молота, пятиконечные звезды и портреты передовиков производства. И только лишь с середины 1950-х годов привычные мотивы вновь вернулись на платки.

Значение платка в повседневной жизни

Как уже отмечалось ранее, на Руси головной убор был знаковым элементом женского гардероба. Женщина не имела право появляться без него на людях, а сорвать его с головы означало опозорить ее. К платку было пристальное внимание, поскольку с его помощью можно было понять, к какому сословию принадлежит женщина и насколько она богата.

Самыми дорогими считались шали, полушалки и пуховые платки ручной работы, которые носили зажиточные женщины. С появлением недорогой ситцевой ткани с яркими рисунками платки стали доступными бедным слоям населения. Их надевали на танцы, гулянья, по праздникам, для посещения церкви, использовали во время свадебных ритуалов. Как известно, первый год супружеской жизни называется «ситцевым».

Ситцевый платок также быстро оценили в быту. Его надевали во время сенокоса и полевых работ, так как он хорошо защищал от солнца. Благодаря прочности в нем нередко носили еду и продукты с рынка, накрывали готовые блюда для сохранения свежести. Даже танцевальные коллективы обыгрывали этот элемент одежды в своих номерах. Ситцевые платки и сегодня не потеряли актуальность. Дизайнеры с удовольствием включают их в свои коллекции, таким образом, протягивая нить между прошлым и будущим.