История России в видении Николая Ге

20 апреля 2022

Живопись Николая Ге хорошо известна не только узким специалистам и ценителям данного направления искусства, но и всем бывшим жителям СССР. В частности, мало кто не знает холст, созданный в 1871 году — «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Этот художник работал в своей уникальной манере и занял достойное место среди живописцев второй половины XIX века.

Драматизм и трагичность исторических событий

Будущий художник родился на территории Воронежской губернии в 1831 году. Необычная фамилия унаследована от французского эмигранта, который приехал в Российскую империю в XVIII веке. Он не сразу осознал свой талант, начав обучаться на математическом отделении философского факультета в Киеве он понял, что его любовь к живописи может стать его профессией. В результате он переезжает в Санкт-Петербург и проходит конкурс на поступление в Академию художеств. На тот момент ему было 19 лет.

Ещё в те годы в его работах прослеживается попытка по-своему оценить и изложить на холсте традиционные библейские и исторические сюжеты. С отличием закончив обучение, Николай Ге едет в Италию для повышения уровня своих знаний. В последующие 13 лет он погружается в западноевропейскую живопись, особенное внимание уделяя портретам и пейзажам итальянских мастеров.

В 1870 году он вернулся на родину и главной темой его творчества стала история России и окружающая действительность. По словам художника, дома он нашел то, что искал на чужбине: свой стиль и видение искусства. Первой картиной, созданной в России, стала упомянутая ранее картина «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Она была написана к 200-летию рождения Петра Великого. Полотно создавалось по реальным событиям заговора против императора, его враги были против всего нового, боролись с реформациями.

Реальные образы героев взяты с прижизненных портретов, а интерьеры помещений дворца переносились на полотно с реальных интерьеров дворца в Петербурге. Художник одним изображением смог передать всю гамму чувств и мыслей. В лице Алексея видно сопротивление и страх, а Петр смотрит на сына строго, с надеждой на раскаяние, но уже понимая утрату наследника и зная свою правоту с учётом важности государственных интересов.

По словам Салтыкова-Щедрина, у того, кто видит эту картину, создаётся впечатление, что он присутствовал и сам пережил ту драматичную ситуацию.