История рамок для картин и фотографий

19 июня 2023

Еще в древние времена художники поняли, что было бы хорошо, если б картина имела обрамление. Более того: считалось, что рама вокруг изображения должна быть продолжением композиции на полотне, но не акцентировать внимание на себе. В представлении живописцев рама — важнейшая часть картины. Большинство рамок имеют форму прямоугольника, но нередко встречаются круглые и овальные, которые подходят для портретов.

Рамки для картин стали распространяться приблизительно в 14 веке. У них не было какой-то своей индивидуальности, но все имели определенную художественную смысловую нагрузку. В те времена рамки обычно покрывались позолотой. В эпоху Возрождения начали появляться рамки сложных конструкций, они могли напоминать витиеватые архитектурные сооружения. Рамы делали в виде колонн, консолей, капителей, даже алтарей. Массивные изделия часто выполняли в форме глубоких проемов, которые создавали ощущение портала в другой мир. Обрамление багетов прекрасно сочеталось с общей декорацией стен, на которых должны были висеть картины. Некоторые рамы могли выглядеть как оправы для зеркал, часто при их изготовлении использовали драгоценные материалы, что делало картину особенно значимой.

В 17 веке художники начали использовать рамки для усиления передачи эффекта изображения на полотне. Очень часто весь периметр рамки представлял собой несколько рядов нисходящих ступеней к изображению, такое оформление не отвлекало от самой картины. Даже наоборот, визуально рамка не дает взгляду отдалиться от полотна, концентрируя на нем все внимание. Варианты со ступенчатыми багетами черного или темно-коричневого цвета этот эффект еще сильнее усиливали. В период Барокко на рамах могли красоваться скульптуры и богатые орнаменты. В ту эпоху художники начали отходить от привычного принципа, что рамы должны быть продолжением изображения. На рамках того периода изображались объемные грозди винограда, хищные животные, птицы, сплетения цветов, фигуры грациозных людей и многое другое, что придавало изделию некую помпезность. В эпоху Рококо украшение багетов ушло еще дальше. Нередко случалось так, что сама картина просто терялась в богатстве и изящности оформления рамы.

К 19 веку многие европейские художники уже рассматривали раму как отдельную композицию и считали, что она может иметь свою ценность. Больше всех экспериментировали импрессионисты, окрашивая рамы в яркие цвета. В 20 веке, с появлением фотографии у рамок появилось новое предназначение. Теперь они нужны были не столько для оформления, сколько для того, чтобы сохранить фотографию. В отличие от картинных рам, в этих применялись самые разнообразные материалы, а выполняли их обычно в стиле модерн. Большинство фоторамок изготавливалось из дерева, но встречались и более дорогие варианты — кожа, камень, металл. Кроме того, фоторамки были не только настенными, но и настольными.

В наши дни с появлением цифровой фотографии многое должно было измениться, ведь появились цифровые интерактивные фоторамки, которые могли показывать одну из тысяч сохраненных в памяти фотографий, но эти устройства так и не стали популярными. Поэтому в наше время самые ценные цифровые фото многие по-прежнему распечатывают, как в старые времена, и оформляют их в рамочки. А рамок для фотографий в наше время существует огромное множество для любителей всех существующих стилей и из любых материалов.