Ворошиловский стрелок: не только нарицательный термин, но и почетная награда
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
| Тел.: | +7 925 505-49-69 +7 926 128-38-56 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
Подарки — неотъемлемая часть человеческой жизни. Они могут принимать самые разные формы и...
Современные ручки пришли на смену перьям, которые долгое время были основным инструментом для...
Глядя на икону, обычный человек видит красивое изображение, зачастую в дорогом обрамлении, верующий — средство общения с Богом или святыми, но только избранные знают, что все не так просто и тут можно найти множество скрытых символов.

Обычно на образах можно увидеть библейские сюжеты, но, кроме этого, много значат отдельные предметы и даже цветовые оттенки. Все в комплексе, по одной-единственной иконе можно представить внушительную историю в истории человечества. Ниже рассмотрим отдельные знаки и их значения, что поможет с новой точки зрения посмотреть на эти реликвии.
Теология
Слово «икона» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «изображение» или, иначе говоря, «образ». В данном случае изображение Иисуса Христа, Богородицы, ангелов или святых. Это могли быть как отдельные портреты, так и групповые картины с участием множества персонажей, по событиям, отображенным в Библии. Причем самую первую икону считается, что написал один из апостолов Спасителя — святой Лука, а если верить преданиям, то и вовсе она появилась благодаря чуду. Когда Иисус утер лицо платком, то его образ остался на ткани.
Ученые же придерживаются версии, что первые иконы были написаны не ранее II-III века н.э. и найдены в местах для молитв первых христиан в Риме. Позднее иконопись получила развитие в Византии и оттуда уже пришла на Русь в Х веке. Что интересно, первоначально иконой называли не только то, что мы понимаем под ней в настоящее время (переносной или написанный на стене храма образ), но и любое другое изображение, даже на одежде. Иконы создавали на любом доступном материале: дерево, камень, металл.
Если обратиться к древности, то изображение Бога и святых несло людям не просто возможность обратиться к ним за помощью. В те времена далеко не все умели читать, поэтому слушали притчи из уст священнослужителей, а яркие иконы помогали им запомнить или вспомнить суть историй из Библии при последующих посещениях церкви.
Язык иконописи
Отдельные исследователи находят скрытый смысл даже в материалах, из которых творили образы древние мастера. Если брать в качестве примера деревянную основу, то каждый этап ее создания приравнивается к сотворению мира: основа — растительный мир, краски — минералы, темпера (на основе яиц) — животный мир, а изображение — сотворение и жизнь человека.
Технология обработки доски, которая выступала основным материалом изготовления для закрепления изображения, предусматривала несколько этапов. Готовая поверхность покрывалась грунтом и шлифовалась, но оставалась слегка волнистой, что придавало ей эффект волшебного мерцания в свете свечей. Еще одним способом для придания блеска издавна служило сусальное золото (тончайшие листы металла) или творенное золото (краска, которая получалась в результате растирания золота в пыль со смолой и водой). Так создавали нимбы, мелкие детали икон и подкрашивали фон.
Старообрядцы считали более чистым материалом металл. Закалка в печи огнем очищала его от любой скверны. Также использовались для оформления цветные эмали. Но все же применение металла скорее было обусловлено практической стороной вопроса: старообрядцы подвергались гонениям и им зачастую приходилось быстро покидать место жительства, а небольшие металлические образы занимали намного меньше пространства в поклаже, им не были страшны удары и падения, что вполне естественно для быстрых сборов и дороги.
Основные символы
Вот мы и добрались до конкретных знаков, зашифрованных в изображениях. Случайного нет ни в одной иконе. Самые основные символы, которые можно здесь увидеть, следующие:
Цвет имеет существенное значение. Скажем золото или яркий желтый цвет является символом святости и признаком божественного, тогда как светло-желтый — признак скупости. Если мантия на персонаже темно-красная (багряная), то это признак святого правителя, красная — мученика, серебряная или белая — праведника и мученика, цвет крови, пролитой за веру. Голубой цвет символизирует целомудрие, именно поэтому Богоматерь часто предстает в этом цвете или в его окружении. Синий — это мудрость и тайна, поэтому в одеждах такого цвета изображают апостолов. Зеленый — это жизнь, победа над смертью, тогда как коричневый — бренность всего сущего. Черный — смерть и все, что связано со злом.
Для верной идентификации отдельных персонажей используются отдельные символы, которые показывают, что принес миру этот человек при жизни, например:
Если у персонажа высокий лоб, то это признак мудрости, большие глаза — он приобщился к божественному, длинные пальцы — чистота помыслов и благородство, тонкие губы — аскетизм, наклон головы или туловища — покорность слову божьему и готовность слышать его указания. На руки тоже стоит обращать внимание: скрещенные на груди — покаяние, воздетые к небу — готовность воспринять Бога, прижатая к сердцу рука — святой преуспел в молитве.
Основные каноны православной иконописи
Нужно понимать, что, рассматривая икону, нельзя подходить к ней как к обычной картине. Здесь не используются приемы затенения или перспективы, ведь каждый образ одинаково важен и должен быть хорошо узнаваем. Нужно отметить, что тень на иконе в принципе не используется, здесь акцент на льющемся отовсюду свете.
Интересным подходом считалось изобразить предмет с разных ракурсов или с помощью обратной перспективы, что как-бы позволяло зрителю почувствовать себя участником тех событий. Соблюдения реалистичности здесь нельзя ожидать, здесь важна доходчивость, скажем, художник пишет озеро, но рыбы в нем изображаются боком, чтобы никто не усомнился, что хотел показать мастер.
В центре, разумеется, помещали самого главного персонажа, скажем Спасителя, и те, кто был ближе к нему, считались самыми значимыми. Особое место было отведено по правую руку, кто там изображен, тот выше по иерархии, по сравнению с тем, кто слева (отсчет ведется изнутри изображения, то есть право — для зрителя левая сторона образа).
Остановимся на главных канонах православной иконописи, которая кардинально отличается от католической любви к реализму и красоте. К исконно православным канонам относятся:
Некоторые, признанные каноническим, образы выбиваются общей картины, но не противоречат вышеуказанным требованиям. В качестве примера можно привести икону «Символ веры». Она имеет форму креста с загнутыми влево концами, древнего символа Солнца и плодородия. Кто-то может сказать, что это свастика, но это будет ошибкой, у скомпрометированного нацистами символа концы загнуты в другую сторону.