Игра с мозгом — зоотроп

30 июня 2023

Ещё Птолемей во 2 веке нашей эры, а позже и другие учёные, обнаружили и описали способность человеческого зрения и мозга сохранять образы и связывать их в единый ряд, что можно кратко представить единственным примером: вращающийся факел мы видим, как огненный круг. Это свойство назвали персистенцией или инерцией.

Оптические приборы

В середине 18 века экспериментальным путем была вычислена длительность периода персистенции: она считалась равной величине от тринадцати сотых до половины секунды. Позже в 1828 году другой учёный по имени Жозеф Плато, установил, что при среднем уровне освещенности в помещении персистенции составляет тридцать четыре сотых секунды.

Для демонстрации обнаруженных возможностей приблизительно в одно время были предложены фенакистископ, стробоскоп и их вариации. Все они позволяли из череды отдельных рисунков или фигурок создать непрерывный движущийся ряд. Эти аппараты применяли как для научных исследований, так и в образовательных целях, а часто просто для развлечения, как первые мультфильмы.

Особенности зоотропа

Остановимся на одной из разновидностей — зоотропе. Это одна из модификаций фенакистископа Плато. Его автором считается англичанин Уильям Джордж Хорнер. Конструктивно изобретатель заменил диск с картинками на барабан с прорезанными вертикально щелями, цилиндр вращается вокруг собственной оси, а рисунки размещаются внутри по кругу и создают динамичное изображение, которое зрители видят сквозь прорези.

Одним из преимуществ стало то, что картинок можно было разместить существенно больше. Раньше помещалось чуть более двух десятков картинок, а теперь их могло быть более чем две сотни. Это были двумерные зоотропы, но с течением времени были изобретены и трехмерные варианты.

Изначально прибор назывался Daedaleum, в честь архитектора Дедала, который смог создать, по некоторым легендам, движущихся живых существ. Использовались и другие народные названия: волшебный барабан, колесо жизни и даже колесо дьявола. Этот аппарат позволил прийти к ряду важнейших изобретений и открытий, в конце концов, без него не было бы кинематографа.

Спор за первенство и современные модификации

Строго говоря, допускается, что европейцы не были первыми. Ещё приблизительно в 180 году н.э. китайские инженеры-механики создали устройства, динамику которым придавала встроенная в них лампа. Люди и животные начинали движение, как только разжигали светильник. Также на территории современного Ирана была обнаружена чаша, внутренняя часть которой расписана разными фазами движения козы, нашедшей куст и кушающей зелень. Предполагают, что это также один из предшественников зоотропа, а не простой столовый прибор с оригинальной росписью.

Современные трехмерные зоотропы основаны на тех же законах и принципах, что и их предшественники 200 лет назад. Вот только прорези заменили вспышками света, которая должна происходить с поворотом каждого объекта на 137,5°. То есть, мозг фиксирует статичные изображения, а потом уже склеивает из них сюжет. Именно мигание превращает размытый вихрь в упорядоченное движение.

3D-принтеры вывели зоотропы на новый уровень. Теперь можно досконально проверить каждую модель через компьютер, создав практически любой образ, после чего напечатать всю композицию без особого труда. К числу популярных тем относятся:

  • герои мультфильмов;
  • придуманные персонажи, которых можно собрать, к примеру, с использованием конструктора Лего, а потом воссоздать в виртуальном мире;
  • съедобные десерты, например, подарочный торт, который оживет и устроит целое представление, перед тем как его съедят;
  • обучающие модели, которые создают преподаватели для демонстрации своим студентам.

В этом деле также есть рекорды и необычные решения. В 1980 году кинорежиссер Билл Бранд поместил на стену метро в Нью-Йорке линейный зоотроп, теперь пассажиры подземки могут любоваться мультипликацией по пути на работу или домой. А компания Sony разместила в одном из итальянских городов самый большой зоотроп в мире, его диаметр около 10 метров. Он занесён в книгу рекордов Гиннеса под именем BRAVIA-Дром. Он позволяет увидеть достаточно качественное изображение в динамике футболиста из Бразилии по прозвищу Kakà.