Grundig: история успеха и краха

13 января 2023

Официально компания Grundig (Грюндик) была основана в 1945-м году, но на самом деле ее история началась в 1938-м, когда тридцатилетний радиолюбитель Макс Грюндик открыл маленькую мастерскую по ремонту радиоприемников в родном Нюрнберге. До этого он с двенадцати лет занимался ремонтом техники на дому, обеспечивая тем самым свою большую и бедную семью. Для открытия мастерской Грюндику пришлось взять в банке кредит на крупную сумму.

Успех пришел во время Второй мировой войны, когда предприятие Грюндика начало производить трансформаторы для Вермахта. На заводе предпринимателя трудились две сотни военнопленных, причем, большинство было из СССР. Между тем, по воспоминаниям очевидцев, на предприятии Грюндика были самые комфортные условия: у рабочих были гарантии, социальный пакет, зарплата. Как выходец из бедной семьи, этот человек с большим сочувствием относился к своим подчиненным.

После войны Западная Германия оказалась в сложной ситуации — американцы и англичане диктовали свои условия. Новые законы не обошли стороной Grundig: на радиотехнику были введены настолько высокие налоги, что ее производство стало невыгодным. Но, благодаря одной хитрости, Grundig стал самым известным брендом в стране. Компания создала игрушку-радиоконструктор под названием «Домовой». Все, что надо было сделать покупателю — это прочитать инструкцию и собрать радиоприемник за несколько минут. Поскольку на игрушки большие налоги не распространялись, то недорогой радиоприемник оказался почти в каждом немецком доме. Этот хитрый ход принес компании баснословные прибыли, появилась возможность расширить производство, заводы начали открываться во многих городах, и уже в 1948-м году штат Grundig составлял 1 200 работников.

К 1952 году Grundig уже был крупнейшим производителем радиотехники в Европе. Компания производила коротковолновые радиоприемники, катушечные магнитофоны, радиолы с виниловыми проигрывателями. Была у Grundig и уникальная продукция — карманный радиоприемник Boy Junior, который пользовался бешенным спросом. В 1953-м году Grundig выпустил первый телевизор. К середине 1950-х годов Grundig стал компанией, узнаваемой во всем мире. Главным отличием немецкого бренда стало высокое качество при демократической цене.

В начале 1960-х годов Grundig оказалась одной из первых компаний, которая начала выпускать диктофоны, предлагая интересные варианты. Специалисты разрабатывали хитрые решения по миниатюризации пленки и катушек, чтобы создать максимально компактное устройство. Конечно, качество звука было далеко не идеальным, но для записи голоса этого вполне хватало. Пытаясь уменьшить бобины и сделать их удобнее в повседневном использовании, в 1964-м году инженеры Grundig создали компакт-кассету. Однако к тому времени уже разгорелась нешуточная борьба стандартов. Sony, Olympus и Philips тоже предлагали свои варианты аудиокассет. В итоге победителем стал Philips, именно их стандарт аудиокассеты знаком каждому из нас.

В середине 1970-х годов Grundig производил музыкальные центры, виниловые проигрыватели, стационарные и портативные радиоприемники, кассетные и катушечные магнитофоны, телевизоры, также в ассортименте компании было медицинское и измерительное оборудование. Производство велось в нескольких городах. При этом компания Макса Грюндика была еще и социальной. Для рабочих Grundig строились школы, техникумы и детские сады, санатории и поликлиники. Позже стали появляться жилые кварталы, где жилье для работников продавалось на выгодных условиях. Так Grundig переманивал лучших специалистов, работа на предприятиях Макса Грюндика считалась престижной.

Уже в начале 1980-х годов Макс Грюндик начал осознавать большую опасность, исходящую из Азии. Японские, а потом и южнокорейские компании стали стремительно завоевывать рынок Европы. Причем, продукция часто была не самого высокого качества. Благодаря таким топовым брендам, как Sony, JVC, Panasonic, которые действительно выпускали товары высочайшего качества, надпись на коробке «Made in Japan» вызывала у потребителей доверие. А потом на европейский рынок хлынул огромный поток японской продукции производителей второго и третьего эшелона, которая стоила совсем недорого, но не отличалась долговечностью, и Grundig стало тяжело с ней конкурировать. Макс Грюндик даже создал собственную программу по объединению лучших мировых производителей в одну корпорацию, в которую должны были войти Sony и Philips, но его идеи никто не поддержал. В 1984-м году доходы компании начали падать.

В 1989-м году Грюндик продал бизнес голландской Philips, которая уже через десять лет сама начала испытывать трудности, и в 2001-м году бывшую легенду продали британской компании Alba. Целое десятилетие Grundig переходил от одной компании к другой. Сейчас он принадлежит турецкой компании Beko. К сегодняшнему дню от легенды почти ничего не осталось, число сотрудников составляет 600 человек, в то время как на пике в начале 1980-х там трудилось 42 тысячи рабочих. Ассортимент продукции совсем невелик: несколько моделей телевизоров, беспроводных колонок и радиоприемников. При этом вся современная продукция Grundig — это «конструкторы», собранные из китайских комплектующих.