Гравировка на кости: от простой резьбы до создания сложных произведений искусства

2 ноября 2025

Существует огромное количество видов искусства, у каждого из них свои преимущества и техники. К числу древних методик создания украшений и изображений относится резьба по кости. Это декоративно-прикладное направление, существующее очень давно. Еще древние люди работали с костями мамонтов, создавая предметы для ритуалов, украшения и наконечники для стрел. С течением лет сформировался отдельный вид творчества. На кости декор создавали в Греции, Византии, Риме, на Востоке.

Сохранились данные о формировании огромных статуй греками, внутри была древесина, а сверху пластинки из костей. В средневековые годы и позже костяная основа также была востребованной, природный оттенок материала напоминал свет, чистоту, имел привлекательный блеск. На Руси резцы на кости в первую очередь начали работать в Новгороде, в те времена шла активная торговля со многими государствами.

Что такое скримшоу

Это особый вид гравировки: тонкая работа, предполагающая добавление красителей для получения цвета. Изначально работали с мелкими вещицами, в большей части случаев ножами. Технология придавала им красоты и уникальности, такие изделия создавали многие народы, особенно если они занимались охотой. Обработка костяных частей существовала задолго до понятия скримшоу, последнее появилось примерно в начале 19 века или немного ранее.

Когда китовый жир использовался в формате топлива для ламп, корабли в поисках добычи рассекали просторы океана годами. В штиль и в период отдыха часть экипажа выполняла резьбу, используя дерево. Если судно занималось разделкой китов, вместо древесины брали китовые зубы. Изначально гравировки были грубыми, окрас придавали сажей, полученными при разделке кальмара чернилами, а наносили выемки парусными иглами. Впоследствии направление совершенствовали, нужные виды красителей брали с собой.

Процесс создания декора схож с выполнением татуировок, некоторые моряки достигали высокого уровня, творения их рук уже можно было назвать искусством. Это были не сувениры или подарки семье, а ценные шедевры для коллекционеров. Но направление быстро угасло, ближе ко второй половине 19 века китов стало очень мало. Промысел потерял смысл, некоторые работали на берегу, но большого спроса уже не было.

Возрождение искусства

К 1960-м годам Д. Кеннеди поспособствовал возвращению интереса к резьбе по кости. С появлением и развитием телевидения, выпуском книги, включающей данные об искусстве и фото скримшоу из коллекции Кеннеди, идея таких необычных украшений была популяризирована. Индустрия стала частью культуры, достигла индустрии по оформлению кастомных ножей. Появилась конкуренция, что привело к потребности совершенствования.

Техника стала сложнее:

  • иглы брали более тонкие;
  • стали отражать мелкие детали, обеспечивать сложность, даже при ограниченности основания;
  • мастера начали прибегать к микроскопам, бинокулярам или лупам, оптика помогала добиться точности;
  • краски уже не были однотонными, брали несколько вариантов.

Классическая резьба скримшоу выполнялась на зубах китов, а также зубах моржей, полученных от охотников. В наши дни любой вид кости считается подходящим.

«Кружево»: искусство резьбы по кости на Руси

Резьба по кости достаточно распространенное явление, в Китае техники оттачивают не одно тысячелетие, но и в России есть свои умельцы. Наибольший интерес представляет холмогорская косторезная школа, созданные руками лучших специалистов шедевры хранятся в топовых музеях, расположенных в разных точках мира. Сберегаются и выставляются на обозрение шкатулки, ларцы, небольшие шкафчики. Все они резные и имеют черты холмогорской техники оформления.

Северные народы с давних времен сохраняют традиции и промысел. На территориях есть клыки моржей, также отлично для работы подходит мамонтовая кость. Моржовые косточки отличает желтоватый или белый тон, неоднородность. Мамонтовые кости очень прочные и уникальные, с течением тысячелетий оттенок меняется, переходя в фиолетовый, розовый или даже оранжевый. Родиной промысла часто называют поселение, образовавшееся в 14 веке – Холмогоры. Для резьбы использовали разные методики, создавая ажурные рисунки, рельеф, окрашивая поверхность.

Сохранились некоторые из очень красивых икон XVIII в. и начала XIX века, все они отличаются тонкостью, мастерством, рельеф выразительный. Внешне каждая из них особенная, к примеру, для «Преображения Господня» добавлено эстетичное обрамление с орнаментами, схожими с элементами раковин. Это обеспечивает роскошный вид, вписывающийся в стиль рококо.

Также вырезали портреты известных личностей, в частности, из дерева, бивня мамонта и прочих материалов оформлены портреты Марии Федоровны (княгини) и князя Павла Петровича. Портрет Екатерины II не менее потрясающий, пространство вокруг декорировано завитками, кисточками и прочими рельефными украшениями. Из кости нередко формировали фигурки, уровень мастерства просматривается по шахматам из моржовой кости, бивня мамонта.

Всевозможные ларчики поражают воображение, ими можно любоваться бесконечно. Внутри пространство могли использовать для хранения бумаг, драгоценностей, принадлежностей для рукоделия. Ларцы делали ажурными, без выемок (с резьбой) или из разных составляющих. Дополнительно к кости использовали красители, серебро, кожу, дерево, бумагу и не только. В XVIII-XIX века мастера почти не ограничивали себя, воплощая самые необычные идеи и показывая свое умение. Техники резьбы позволяли воплощать жанровые сценки, портреты, орнаменты, вензеля. К XIX веку проявилась лаконичность, строгость, а орнаменты все чаще имели небольшие размеры.

Долгое время рисунки были черно-белыми, поскольку красителей подходящего типа не было, со временем это изменилось. Теперь изображения могут быть цветными. Вариантов гравировки очень много, работы выполняют даже наши современники, но старинные предметы искусства ценятся выше.