Гармонь или гармоника

8 октября 2021

Гармонь — исконно русское название музыкального инструмента, во всех остальных странах используется общее название для таких инструментов — гармоника, и в каждой есть свой подобный, но особенный народный инструмент. Гармонь самый маленький из русских инструментов, в ряду которых еще аккордеон и баян.

Русская гармонь

Точно никто не может сказать какую дату можно считать днем рождения инструмента, и тем более, какую страну считать родоначальником. Есть версии, что это и Германия, и Англия, и Россия. Есть даже версия, что прообразом гармони является древний китайский инструмент — шэн, которому более 5000 лет. По этой версии Марко Поло привез из Поднебесной указанный инструмент в XVIII веке, после чего он был представлен ко двору немецким музыкантом.

Европейские изобретатели придумали в 1575 году, как некоторые считают, переходную форму инструмента: регаль-библию. А, в приближенном к современному варианту гармоника была представлена в Берлине в 1822 году. Но при этом есть свидетельства, что в России ее изобрели на 40 лет раньше.

Точно известно, что в 1830 году оружейник Иван Сизов купил на Нижегородской ярмарке иностранную гармонь и по ее подобию собрал свой инструмент. А промышленник Тимофей Воронцов в середине XIX века открыл серийное производство в Тульской губернии.

Инструмент пришелся всем настолько по душе, что по всей России сейчас в разных губерниях можно найти более 50 различных видов, отличаясь не только оформлением, но и звучанием, внутренним устройством и принципами звукоизвлечения. Это был очень дорогой инструмент, который чаще всего использовался на свадьбах. А в дальнейшем ни один праздник не обходился без гармониста, будь то посиделки узкой компанией, семейный праздник или народные гуляния всем селом.

По мастерству игры различали:

  • простую игру — считалась сохранением изначального стиля;
  • игру с переборами — характерна для виртуозных исполнителей, которые варьируют исполнение традиционных наигрышей.

В любой гармони возможна игра только в определенной тональности: мажорной или минорной. По конструкции они относятся к духовым язычковым инструментам, бывают однорядные, двухрядные и трехрядные.

Исчезающее искусство

Есть даже музеи, исключительно посвященные этому инструменту. Крупнейший из них находится в России (Москва), а еще три в Германии, Италии и США.

Самые оригинальные антикварные инструменты музея в России:

  1. «черепашки»: маленькие гармоники из Череповца, вначале делались для развлечения детей, а позже приобрели значительную популярность у артистов;
  2. саратовские: в конструкцию включены колокольчики;
  3. экземпляры высотой в человеческий рост, на котором могли играть только два музыканта;
  4. гармоники-кларнеты: придуманы тульским изобретателем Николаем Белобородовым для своего ансамбля, звучали в самых разных диапазонах; из таких инструментов был сформирован целый симфонический оркестр, а каждая гармонь звучала по-своему, издавая звуки трубы, контрабаса, флейты и других;
  5. гармонь в форме обуви или одежды — сапога или тюбетейки, на последней играли, не снимая с головы, причем о том, что это инструмент внешне нельзя было понять;
  6. ножные басы или «ногофон»: его задачей был аккомпанемент инструменту, находившемуся в руках артиста.

К сожалению, на настоящий момент большинство технологий утрачено. Отдельные ценители пытаются возродить некоторые инструменты, но это большая редкость.