Филокартия: история и современность

23 февраля 2022

Третье место на пьедестале самых популярных типов предметов для коллекции надежно захватила филокартия, уступив место монетам и маркам.

Происхождение увлечения

Прообразом почтовой открытки послужили гравированные карточки, распространяемые в Париже гравером Дэмезоном. По неизвестным причинам ни одного экземпляра не дошло до наших дней. О них узнали из статьи французского журнала 1777 года, где было написано, что дилижансами отправляются поздравительные гравированные карточки без упаковки.

В XIX веке услуги связи стали стремительно развиваться, чему способствовало изобретение в 1840 году почтовых марок. Это упростило процесс расчетов за доставку.

Открытка получила свое название от формы отправки — открытое письмо, то есть письменное сообщение для отправки без конверта. Своему возникновению такие карточки обязаны идее немецких книготорговцев Фридлейна и Парбубица о введении почтовых карточек для популяризации переписки путем удешевления писем: вместо конверта с сургучной печатью, марка должна была клеиться на саму карточку. Так как текст письма могли прочесть все желающие, идея не прижилась.

Самой первой отправленной и сохранившейся до наших дней открыткой считается «Penny Penates». Она была самостоятельно нарисована и переслана Теодором Хуком в 1840 году, причем отправил он ее себе. Это была красочная карточка, на которой вокруг большой чернильницы с соответствующего размера перьевыми ручками сидят служащие.

Особенность этой карточки в том, что она оплачена первой почтовой маркой «Чёрный пенни» (других экземпляров такой марки не существует). Поэтому не удивительно, что эта открытка стала самой дорогой в истории: на торгах в Лондоне 2002 года она ушла за 31 750 фунтов. Владельцем такого антикварного «сокровища» стал Евгений Гомберг (Латвия).

В 1869 Эмануэль Херрманн из Австрии предложил официально продавать такие карточки на почте, вначале всем было непривычно, но потом спрос понемногу начал расти и распространился на другие европейские страны. В 1878 году ввели стандартизацию размеров открыток.

Только к концу XIX века, когда стало модным отправлять поздравления друзьям и родственникам, они получили широкое распространение. Но вначале были достаточно дороги, поэтому использовались только обеспеченными слоями населения. Только с открытием фотографии цветные карточки стали доступны всем.

Любовь к цветным картинкам

Понятие «филокартия» происходит от двух слов — «φιλία» (греч), которое переводится как дружба или любовь и «karte» (нем) — карта или карточка. Тематикой для коллекции могут быть известные деятели или другие лица, архитектура или города, социально значимая реклама, художественные произведения, растения, животные и многие другие.

Только в прошлом веке появились удобные альбомы для хранения и другие аксессуары. Это началось с появлением клубов филокартистов, первый из которых создан в 1920-х годах. Некоторые собрания представлены в музеях, самая большая мировая коллекция открыток в количестве 690 000 штук размещена в Музее истории в Санкт-Петербурге. В настоящее время крупнейшими объединениями являются «Союз филокартистов России» (зарегистрирован в 2014 году), Санкт-Петербургский клуб любителей истории открыток и клуб «Филокартист». Выходят периодические издания с соответствующим названием «Филокартия» и «Жук».